О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан

О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан

 
 115  0
 

В республике в последние годы осуществляются последовательные меры по популяризации физической культуры и спорта, пропаганде здорового образа жизни среди населения, созданию необходимых условий для физической реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями и обеспечению достойного выступления страны на международной спортивной арене.

Вместе с тем существует необходимость внедрения в практику конкретных программ в сфере физической культуры и спорта, содействующих укреплению здоровья населения, широкого вовлечения молодежи в спорт и отбора среди нее талантливых спортсменов, формирования национальных сборных команд спортсменами-мастерами, обеспечивающими высокие результаты по видам спорта, и создания дополнительных условий для тренеров.

В целях определения приоритетных направлений, направленных на повышение квалификации и знаний населения в области физической культуры и спорта для формирования в стране всесторонне развитой и физически здоровой личности, обладающей высокой культурой, а также внедрения инновационных форм и методов в процесс отбора (селекции) талантливых спортсменов:

1. Определить основными направлениями реформирования системы физической культуры и спорта до 2025 года:

увеличение общей численности населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, до 30 процентов, а молодежи, занимающейся в спортивных организациях и учреждениях, до 20 процентов;

поэтапное повышение качественного состава тренеров и специалистов в государственных спортивных образовательных учреждениях, в частности, доведение числа работников с высшим образованием до 80 процентов;

разработку и внедрение на местах эффективной и прозрачной четырехэтапной системы отбора (селекции) талантливых спортсменов среди молодежи — организация — район (город) — регион — республика;

выявление талантливых спортсменов и создание резерва для молодежных сборных команд путем проведения «Детских спортивных игр» среди учащихся спортивных школ системы Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также привлечение студентов к регулярным занятиям спортом посредством организации «Студенческих спортивных игр» среди студентов высших образовательных учреждений;

разработку системы поэтапного (район/город, регион, республика) проведения фестиваля «Спорт общеобразовательных школ», смотра-конкурса «Учреждение с развитой физической подготовкой» и учреждение номинации на звание лучшей общеобразовательной школы, профессионального и высшего образовательного учреждения с развитым уровнем физической подготовки в целях популяризации физического воспитания среди широких слоев населения, в том числе учащихся общеобразовательных школ, учащихся и студентов профессиональных и высших образовательных учреждений, выявления среди них талантливых;

развитие спортивного туризма посредством системного проведения начиная с 2020 года международного марафона «Tashkent Marathon», международного экомарафона «Save Aral», спортивных соревнований по авторалли и мотокроссу;

внедрение проведения среди всех слоев населения состязаний «Уровень физической подготовки»;

создание комплексных научных лабораторий для спортсменов сборных команд по видам спорта, внедрение передовых инновационных технологий в процесс подготовки и налаживание эффективного медицинского и фармакологического обеспечения в области спорта;

внедрение механизма проведения на регулярной основе углубленного медицинского осмотра членов региональных сборных команд по видам спорта до 18 лет в подростковых отделениях региональных детских многопрофильных медицинских центров, членов территориальных сборных команд более старшего возраста — в районных (городских) многопрофильных центральных поликлиниках;

внедрение поэтапно начиная с 1 февраля 2020 года системы отбора проб допинг-тестов на республиканских спортивных соревнованиях по олимпийским видам спорта;

создание инфраструктуры для зимних олимпийских видов спорта, налаживание системы подготовки профессиональных спортсменов путем популяризации данных видов спорта;

организацию Центра олимпийской подготовки по системной подготовке спортивных делегаций Узбекистана к престижным спортивным соревнованиям в Бостанлыкском районе Ташкентской области;

налаживание «услуг хоспиталити» и внедрение дополнительной (не электронной) въездной визы «Sport Visa» в целях широкого привлечения зарубежных спортсменов и болельщиков, а также эффективного использования спортивной инфраструктуры;

принятие необходимых мер по повышению участия частного сектора в области спорта, в том числе по снижению государственной доли в спортивных организациях;

расширение системы дополнительного финансирования спорта путем организации спортивных лотерей;

налаживание деятельности факультативных занятий и кружков по видам спорта, включенным в программу «Армейских игр» для учащихся и студентов образовательных учреждений системы правоохранительных органов и Вооруженных Сил, в том числе «Темурбеклар мактаби»;

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления физкультурно-оздоровительными, спортивными сооружениями и учреждениями, в том числе обеспечение подключения спортивных сооружений к телекоммуникационным сетям через информационную систему «Sport.uz»;

осуществление системных мер по развитию и повышению популяризации национальных видов спорта, включению их в программы Азиатских и Олимпийских игр.

2. Утвердить:

Концепцию развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года (далее — Концепция) согласно приложению № 1;

Целевые показатели Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года согласно приложению № 2;

«дорожную карту» по реализации в 2020 году Концепции развития физической культуры и спорта в Республике Узбекистан до 2025 года согласно приложению № 3;

перечень специализации районов (городов) республики по приоритетным, перспективным, развивающимся видам спорта согласно приложению № 4.

Определить, что целевые показатели и основные направления, предусмотренные Концепцией, будут поэтапно осуществляться посредством «дорожной карты», утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан на основе ежегодных обоснованных расчетов Министерства физической культуры и спорта, а также в рамках бюджетных средств, выделенных на финансирование данных мероприятий.

3. Установить порядок, в соответствии с которым:

ежегодно в срок до 1 ноября на основе представлений федераций (ассоциаций) по видам спорта Министерством физической культуры и спорта формируется и вносится для утверждения в Кабинет Министров Республики Узбекистан республиканский календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий (далее — республиканский календарный план) на предстоящий год;

в составе расходов, установленных республиканским календарным планом, предусматриваются расходы, связанные с деятельностью Национального олимпийского комитета Узбекистана, федераций (ассоциаций) по видам спорта, а также расходы на страхование спортсменов;

Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента и районов (городов) ежегодно на основе утвержденного республиканского календарного плана в срок до 1 декабря утверждаются соответственно региональные и районные (городские) календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;

в целях отбора молодых спортсменов и селекции талантливых спортсменов для большого спорта, налаживания системы формирования спортивного резерва, достижения высоких результатов в популяризации спорта среди молодежи общеобразовательные школы и высшие образовательные учреждения будут специализироваться не менее чем на одном приоритетном, перспективном, развивающемся виде спорта, в том числе национальных видах спорта, исходя из специфики регионов, интересов и пожеланий населения;

помощники по охране общественного порядка (старших) инспекторов по профилактике органов внутренних дел определяются ответственными за привлечение населения, особенно молодежи, к физической культуре и спорту на закрепленных территориях, в том числе в сходах граждан махаллей.

4. Установить, что председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента, районов (городов) являются ответственными за:

поддержку учреждений физической культуры и спорта и развитие инфраструктуры их сооружений;

направление средств на дополнительное финансирование региональных спортивных и физкультурно-массовых мероприятий за счет перевыполненной части от прогноза доходов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов (городов);

специализацию высших образовательных учреждений по видам спорта совместно с республиканскими спортивными федерациями (ассоциациями), создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом, проведение состязаний «Уровень физической подготовки», ежеквартальное обсуждение эффективности проводимых работ среди населения и молодежи в данном направлении;

развитие сферы физической культуры и спорта на соответствующей территории, а также устранение имеющихся проблем в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях.

5. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, министерствам, ведомствам и организациям создать условия для бесплатного занятия населением бегом, ходьбой и видами физической зарядки на подведомственных или расположенных на соответствующей территории открытых спортивных объектах (стадионах, футбольных площадках и других спортивных объектах) и в парках отдыха (за исключением объектов, принадлежащих субъектам частного предпринимательства).

6. Одобрить предложения Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан:

о создании в структуре центрального аппарата на базе Управления мониторинга в сфере физической культуры и спорта Управления внутреннего аудита и финансового контроля;

об установлении сбора за оформление и выдачу спортивного паспорта в размере 50 процентов от базовой расчетной величины, действующей на день совершения платежа;

о предоставлении в пользование субъектам предпринимательства в свободное от учебных занятий время спортивных сооружений образовательных учреждений с принятием инвестиционных обязательств по их реконструкции, капитальному ремонту и оснащению по согласованию с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов Республики Узбекистан;

об определении по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан дополнительным источником формирования средств внебюджетного специального расчетного счета «Спорт» до 10 процентов от дохода, полученного от организации и проведения юридическими лицами спортивных лотерей.

7. Министерству финансов Республики Узбекистан выделить в 2020 году на внебюджетный специальный расчетный счет «Спорт» Министерства физической культуры и спорта 50 миллиардов сумов за счет дополнительных источников Государственного бюджета Республики Узбекистан для укрепления материально-технической базы районных и городских отделов Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан, а также оснащения учебных классов, лабораторий и общежитий подведомственных спортивных школ и колледжей.

8. Министерству физической культуры и спорта, Министерству инвестиций и внешней торговли, Министерству финансов Республики Узбекистан, а также АО «Национальный банк» привлечь кредитные средства международных финансовых институтов и иностранных банков (далее — кредитные средства) в размере 200 миллионов евро, в том числе в 2020 году — 50 миллионов евро, для финансирования проектов по строительству физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.

9. Установить, что:

часть кредитов, превышающая основную ставку Центрального банка Республики Узбекистан, но не более чем на 8 процентных пунктов, в национальной валюте с процентной ставкой, не превышающей 1,5-кратного размера основной ставки, и сумма которых не превышает 10 миллиардов сумов, выделяемых коммерческими банками на строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений в 2020–2021 годах, покрывается инициаторам проектов за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.

Министерству финансов Республики Узбекистан выделить необходимые для этих льгот средства Государственному фонду поддержки предпринимательской деятельности в установленном порядке;

кредитные средства выделяются на реализацию типовых проектов, предусматривающих строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, основанных на инновационных технологиях с использованием доступных, энергосберегающих и быстросооружаемых конструкций и материалов.

Министерству физической культуры и спорта и Министерству строительства совместно с Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок с привлечением проектных организаций разработать и обеспечить утверждение в установленном порядке типовых проектов спортивных сооружений, возводимых по каждому виду спорта, исходя из передового опыта зарубежных стран, мощности образовательных учреждений и других объектов, а также требований, указанных в настоящем пункте.

10. Утвердить сводные показатели перспективных проектов по строительству в 2020 году в регионах республики физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений за счет кредитов международных финансовых институтов и иностранных банков согласно приложению № 5.

11. Министерству физической культуры и спорта совместно с Министерством финансов и Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров проект правительственного решения, преду­сматривающий:

введение должностей спортивного диетолога, спортивного психолога, спортивного фармаколога, массажиста и тренера по селекции, а также должности главного тренера-селекционера по каждому виду спорта в республиканских школах высшего спортивного мастерства в пределах штатных единиц спортивных образовательных учреждений в составе Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан;

выплату в рамках средств, предусмотренных сметой расходов спортивных учреждений, единовременного вознаграждения в размере месячной заработной платы тренеру, подготовившему проходящего спортивную подготовку учащегося-спортсмена при улучшении его спортивных результатов и переводе в спортивное образовательное учреждение более высокого уровня;

порядок пересмотра и определения статуса спортивных школ исходя из достигнутых ими результатов.

12. Согласиться с предложениями Министерства физической культуры и спорта, Министерства народного образования, Министерства высшего и среднего специального образования, Министерства финансов Республики Узбекистан, предусматривающими начиная с 1 февраля 2020 года порядок достойного стимулирования достижений в области спорта:

а) прием без вступительных экзаменов на основе дополнительного государственного гранта в финансируемые за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан высшие образовательные учреждения (помимо медицинского направления) учащихся-спортсменов, ставших за последние три года победителями и призерами (1–3-е места) Олимпийских и Паралимпийских, Азиатских и Параазиатских игр, чемпионатов мира, Азии, республики по олимпийским и паралимпийским видам спорта;

б) по результатам республиканского этапа «Детских спортивных игр» по командным игровым видам спорта:

предоставление победителям (1-е место) действительного в течение трех лет сертификата, дающего право на получение максимального балла по предмету специализации сферы на вступительных экзаменах в высшие образовательные учреждения;

награждение учителей физкультуры, подготовивших победителей и призеров (1–3-е места), единовременными денежными премиями в размере 6-кратного минимального размера оплаты труда за 1-е место, 4-кратного — за 2-е место и 3-кратного — за 3-е место за счет средств, предусмотренных республиканским календарным планом;

в) присвоение напрямую учителям физкультуры общеобразовательных школ и тренерам спортивных образовательных учреждений, подготовившим победителей и призеров (1–3-е места) предметной олимпиады по физической культуре, проводимой среди учащихся общеобразовательных школ, без привлечения их к квалификационной аттестации:

второй квалификационной категории — за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) районного (городского) этапа;

первой квалификационной категории — за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) областного этапа;

высшей квалификационной категории — за подготовку победителей и призеров (1–3-е места) республиканских и международных соревнований;

г) присвоение напрямую очередных ученых званий (доцента, профессора) преподавателям кафедр по направлению физической культуры и спорта, подготовившим студентов высших образовательных учреждений, ставших победителями республиканских (1-е место) и международных соревнований (1–3-е места на Олимпийских и Паралимпийских играх, Азиатских и Параазиатских играх, чемпионатах мира и Азии) по олимпийским видам спорта.

13. Одобрить предложения Министерства физической культуры и спорта и Министерства финансов Республики Узбекистан:

об установлении базовой тарифной ставки тренеров-преподавателей спортивных школ за 24 академических часа непосредственных учебно-тренировочных работ в неделю за счет сокращения часов учебных занятий в учебных программах данных школ;

о поэтапном внедрении службы централизованной бухгалтерии в районных (городских) отделах физической культуры и спорта за счет должностей главных бухгалтеров детско-юношеских спортивных школ района (города) и возложении на нее учета средств, выделяемых для финансирования районных (городских) календарных планов спортивных и физкультурно-массовых мероприятий.

14. В рамках общей предельной численности управленческого персонала системы Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан ввести в структуру территориальных управлений дополнительно 28 штатных единиц управленческого персонала.

15. Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2020/2021 учебного года усовершенствовать государственные образовательные стандарты, квалификационные требования и предметные программы по образовательным направлениям бакалавриата и специальностям магистратуры высших образовательных учреждений по направлению физической культуры и спорта и внедрить практику присвоения выпускникам квалификации преподавателя физической культуры и тренера по специализированным видам спорта.

16. Министерству физической культуры и спорта Республики Узбекистан совместно с:

Министерством народного образования, Министерством высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, федерациями (ассоциациями) по видам спорта принять соответствующие меры по обеспечению специализированных районов (городов) в регионах, общеобразовательных школ и высших образовательных учреждений необходимой учебной литературой, методическими пособиями и инструкциями по спортивным направлениям;

Министерством финансов Республики Узбекистан и АО «Национальный банк» в месячный срок утвердить положение о порядке использования кредитов, выделяемых международными финансовыми институтами и иностранными банками на строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан в срок до 1 июня 2020 года внести в Кабинет Министров проект правительственного постановления, предусматривающего внедрение единой системы электронного управления в системе Министерства физической культуры и спорта.

При этом уделить особое внимание осуществлению полного конт­роля за распределением и использованием средств, выделяемых из Государственного бюджета на сферу спорта, а также на республиканские и региональные календарные планы спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, формированию отчетов по ним, ведению контроля за поступлениями внебюджетных средств спортивных учреждений и обеспечению прозрачности их расходования.

17. Министерству физической культуры и спорта Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

18. Установить следующий порядок контроля за исполнением настоящего Указа:

заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан Абдухакимову А. А. — обеспечить качественное, полноценное и своевременное исполнение настоящего Указа, организовать и координировать эффективную деятельность министерств, ведомств и организаций, ответственных за реализацию определенных мероприятий, ежемесячно принимать отчеты их руководителей о выполненной работе и своевременно устранять выявленные недостатки;

министру физической культуры и спорта Республики Узбекистан Набиеву Д. Х. — обеспечить принятие всех необходимых мер по достижению целевых показателей Концепции, исполнению Концепции и «дорожной карты», популяризировать среди населения, особенно молодежи, физическую культуру и спорт, осуществить тесное сотрудничество с федерациями (ассоциациями) по видам спорта в данном направлении, организовать действенный общественный контроль в сфере, оказать ответственным организациям практическую и методическую помощь по своевременной и качественной реализации задач, определенных в настоящем Указе, а также ежемесячно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию о его исполнении;

министру строительства Республики Узбекистан Закирову Б. И. — обеспечить разработку типовых проектов спортзалов (по боксу, курашу, фитнесу, гимнастике), футбольных, волейбольных, баскетбольных, бадминтонных и теннисных площадок из доступных, энергосберегающих и быстросооружаемых конструкций и материалов, основанных на инновационных технологиях, пересмотреть строительные нормы и стандарты, имеющиеся в сфере, а также установить государственный архитектурно-строительный конт­роль за качественным выполнением строительно-монтажных работ;

Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента, районов и городов — эффективно организовать работу по специализации регионов по приоритетным, перспективным, развивающимся видам спорта, финансированию в полном объеме и проведению на высоком уровне региональных спортивных соревнований в соответствии с календарными планами спортивных и физкультурно-массовых мероприятий;

руководителям ответственных министерств, ведомств и организаций — принять все меры по своевременному, качественному и полноценному выполнению мероприятий, предусмотренных Концепцией и «дорожной картой», созданию необходимых условий для физкультурного оздоровления, а также пропаганде здорового образа жизни среди работников;

генеральному директору Национального информационного агент­ства Узбекистана Кучимову А. К., и. о. председателя Национальной телерадиокомпании Узбекистана Хаджаеву А. Д., и. о. директора Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан Алламжонову К. И. — организовать статьи, брифинги, пресс-конференции, тематические телепередачи по освещению сути и содержания, а также практического значения настоящего Указа.

 

Президент Республики Узбекистан                                     Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент,

24 января 2020 года.​