Поддерживает ли государство негосударственные образовательные учреждения в условиях пандемии?
Пандемия коронавируса поставила все страны мира перед выбором - здоровье человека или экономика. В целях защиты здоровья населения в Узбекистане были введены карантинные ограничения. Одновременно государством принимаются меры по поддержке предпринимателей и отраслей экономики путем предоставления дополнительных льгот в карантинный период.
Пандемия также нанесла серьезный ущерб и деятельности образовательных учреждений. Многие негосударственные образовательные учреждения, работающие удаленно в связи с введенными в начале марта карантинными ограничениями, в настоящее время находятся в сложной экономической ситуации. В период, когда субъекты предпринимательства думают о перспективах развития сферы образовательных услуг, педагоги НОО обеспокоены тем, что они могут остаться без заработной платы.
Чтобы поддержать их в сложившейся непростой ситуации был подготовлен проект постановления Президента Республики Узбекистан “О поддержке деятельности негосударственных образовательных организаций в период пандемии коронавируса” и размещен на портал по обсуждению нормативно-правовых проектов.
С вопросами по этому поводу мы обратились к начальнику Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан Улугбеку Ташкенбаеву.
– Каково значение негосударственных образовательных организаций для Узбекистана? Насколько важна для государства поддержка негосударственных образовательных организаций?
– Как показал мировой опыт, одним из основных факторов, способствующих повышению качества образования, является наличие здоровой конкурентной среды между образовательными учреждениями, их независимость во всех отношениях. Здоровая конкуренция – это невидимая сила, которая в сфере образования формирует культуру и качество образования и создает среду для саморазвития. В то же время, частный сектор удовлетворяет образовательные потребности нашего народа, принимая на себя часть бремени предоставления образовательных услуг государством. Кроме того, образование, основанное на проверенных международных стандартах, передовых образовательных технологиях и ресурсах, активно входит в сферу через негосударственные образовательные организации.
Именно поэтому Президентом Республики Узбекистан в Послании Олий Мажлису в 2017 году увеличение количества негосударственных образовательных учреждений, централизация лицензирования предпринимателей в этой сфере отмечена как одна из наиболее актуальных и нерешенных проблем, и были определены приоритетные задачи по лицензированию и упрощению процедур для негосударственных образовательных организаций. На примере опыта многих стран с высоким качеством и эффективностью образования, например, Южной Кореи, Японии, Сингапура, можно видеть, насколько важна роль негосударственных образовательных учреждений в развитии образования.
В последние годы благодаря вниманию, оказываемому Президентом негосударственным образовательным организациям, были созданы благоприятные условия для оказания негосударственных образовательных услуг, вложены инвестиции. Этому, конечно же, мы все должны радоваться, потому что инвестиции в образование – это вложения в человеческий капитал и уверенность в светлом будущем государства и общества.
За последние два-три года количество негосударственных учебных организаций увеличилось в несколько раз, что обеспечило здоровую конкурентную среду между государственными и негосударственными учебными заведениями, а также между самими негосударственными учебными заведениями. Учащиеся частных школ участвуют в различных международных конкурсах и поступают в престижные университеты.
Однако пандемия негативно отразилась на деятельности многих сфер, в том числе и сферы негосударственных образовательных организаций. Педагогам государственных школ и дошкольных образовательных учреждений проводилась оплата дистанционного обучения, а работники негосударственных образовательных учреждений оказались в трудном положении. Однако даже в этом процессе положительным фактом стало то, что многие из них быстро адаптировались к сложившимся условиям и организовали дистанционное (онлайн) обучение. Похвально и то, что негосударственные образовательные организации вступили во взаимную конкуренцию в плане качества дистанционного образования.
Побывав во многих зарубежных странах и обменявшись опытом с представителями других стран в области образования, мы убедились, что именно частный сектор играет важную роль в повышении качества образования, что, в свою очередь, приносит огромные экономические выгоды для страны.
– Предоставьте, пожалуйста, подробную информацию об экономической выгоде негосударственных образовательных организаций для государства и общества.
– После публикации проекта постановления «О поддержке деятельности негосударственных образовательных учреждений в период пандемии коронавируса» в социальных сетях наряду с положительными отзывами были и отрицательные. Поэтому я счел необходимым разъяснить преимущества негосударственных образовательных учреждений. Это можно понять при помощи простой арифметики. Предположим, государство тратит в среднем 3 млн 600 тысяч сумов на обучение одного учащегося в государственной школе в течение года. На сегодняшний день в 130 частных школах страны обучаются более 22 тысяч детей. Это означает, что эти учебные заведения помогают сэкономить 79 млрд 200 миллион сумов, которые расходовались бы ежегодно с государственного бюджета.
Кроме того, в настоящее время очень важна роль негосударственных дошкольных образовательных организаций в нашей стране. Президентом было уделено особое внимание этому направлению: выделение льготных кредитов, создание благоприятных условий для предпринимателей этой сферы, упрощение процесса лицензирования – все это в короткие сроки начало приносить свои плоды. Например, еще два года назад в нашей стране было 194 частных детских садов, сегодня их количество достигло 1383. Главное - сегодня именно частный сектор играет важную роль в увеличении охвата детей дошкольным образованием. Сегодня более 80 тысяч детей обучаются в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях. Государство тратит 4 500 000 сумов в год на обучение одного ребенка в государственном дошкольном учреждении, а частные детские сады, помимо платы, которую вносят родители, помогают ежегодно экономить более 360 млрд сумов государственного бюджета.
Сэкономленные средства идут на развитие государственных образовательных учреждений. Это усредненные данные, при точном расчете они могут быть немного больше или меньше. Я привожу эти данные, чтобы объяснить важность частного сектора в предоставлении образовательных услуг. Зарубежным опытом доказано, что социальные преимущества негосударственных образовательных учреждений (возможности качественного образования, конкурентная среда, производительность работающих родителей, стабильная и здоровая домашняя среда, снижение преступности и т. д.) превалируют, как минимум, в 8-10 раз.
– Пандемия охватила весь мир. Изучалось ли, как в сложившихся условиях оказывается помощь частному сектору образования в зарубежных странах?
– Конечно. До внесения Правительству предложения о поддержке частного сектора Государственной инспекцией по надзору за качеством образования был изучен зарубежный опыт. Многие государства предоставляют помощь в меру своих возможностей. В развитых странах деятельность негосударственных образовательных учреждений уже на новом этапе развития, и благодаря высоким доходам населения, сильной государственной экономике они легко преодолевают эти проблемы. В некоторых развитых странах внедрена система выделения средств на образование каждого ребенка со стороны государства. В этом случае родители могут добровольно отдать ребенка в государственную или частную школу или детский сад, а государство выплачивает определенную сумму денег учебному заведению, в котором ребенок учится. Следовательно, условия пандемии в таких странах не оказывают существенного негативного влияния на их деятельность. В России еще до начала пандемии существовала система выделения субсидий негосударственному сектору. Сегодня мы подготовили проект нормативно-правового документа для сохранения негосударственных образовательных организаций и поддержки учителей, попавших в тяжелое положение.
Планируемая помощь и льготы негосударственным образовательным организациям повысят инвестиционную привлекательность частного сектора. Даже после пандемии местные или иностранные инвесторы будут убеждены, что негосударственные образовательные учреждения в Узбекистане не останутся в затруднительном положении и получат поддержку по мере возможности.
– Как контролируется качество образования в негосударственных образовательных организациях?
– Государственная инспекция по надзору за качеством образования является органом, оказывающим негосударственным образовательным учреждениям практическую и методическую помощь.
В процессе лицензирования негосударственных образовательных организаций их учебные планы и программы изучаются независимыми экспертами и даются заключения. Лицензия на оказание образовательных услуг выдается при соответствии планов и программ требованиям и условиям лицензии, установленным постановлением правительства.
По мере увеличения количества негосударственных образовательных организаций формируется конкурентная среда, то есть родитель не отдает своего ребенка в учебное заведение, которое не дает хорошего образования. Спрос и предложение формируются в соответствии с требованиями свободной рыночной экономики. Поэтому негосударственные образовательные учреждения в первую очередь сами заинтересованы в предоставлении качественного образования.
Кроме того, один раз в пять лет эти учебные учреждения проходят государственную аккредитацию, то есть качество образования в них подтверждается ( или не подтверждается) государством.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить журналистов и блогеров, освещавших тему поддержки деятельности негосударственных образовательных организаций в условиях пандемии.
Без преувеличения можно сказать, что лица, вложившие инвестиции в частный сектор по предоставлению образовательных услуг, являются преданными своему делу людьми, стремящимися внести свой вклад в развитие нашей страны. Несмотря на сложные условия нынешнего времени, большинство из них делает все возможное, чтобы обеспечить своих сотрудников зарплатой и дать образование детям. Я думаю, что вместе мы переживем эти трудные дни и в ближайшем будущем частный сектор, так же, как и в развитых государствах, будет играть решающую роль в системе образования нашей страны.
http://uza.uz/ru/society/podderzhivaet-li-gosudarstvo-negosudarstvennye-obrazovatelny-07-08-2020
3 364
УзА