Развитие личности – одна из важных составляющих  общего развития человека. В это понятие входит и физическое развитие, и развитие психических функций.

Рост и развитие человека поддерживают друг друга и сменяются поэтапно. Это напоминает смену горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и навыков (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок и переход на новый уровень (скачок вверх – вертикальное движение), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение).

Развитие личности — одна из ведущих тем практической психологии, и понимается она зачастую всеми по-разному, что происходит из-за путаницы в терминах.

Если говорить о развитии как процессе, то следует понимать, что речь идет о динамике этого процесса, о его различных механизмах.

Развитие может происходить в ходе совместной деятельности ребенка и взрослого, например, учебы или тренировки. Также развитие может быть результатом разрешения внутренних противоречий, результатом формирования, то есть процесс развития личности весьма многогранен. Понимание «развития личности» как сложного, но и, в большинстве случаев, естественного процесса более характерно для теоретической психологии.

Что же касается результатов развития личности, то помним классическое определение: рост — это количественные изменения, развитие — изменения качественные. Когда вы берете в руки книгу «Развитие личности детей дошкольного возраста», то знаете, что встретите там описание того, как качественно меняется личность ребенка с возрастом, какие и когда у ребенка возникают новообразования (возрастные ступени развития).

Основными вопросами, относящимися к теме развития личности, являются следующие: «О каких новообразованиях можно говорить как о качественно новых?», «Как можно проверить, что развитие действительно произошло?», «Можно ли говорить об уровне развития той или иной личности, сравнивать людей по уровню личностного развития!» и «Каковы вершины развития личности?»

К теме развития личности обращались многие известные педагоги и психологи: Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А.Н. Леонтьев и др.

Для нас представляет интерес развитие личности, которое мы можем осуществлять сами. Призывы к личностному развитию эффективны лишь тогда, когда их может кто-то реализовать на практике. Возможно ли это? Безусловно. Развитие личности может быть не безликим, не естественным и непроизвольным процессом, а тем, что произвольно, осознанно делает человек самостоятельно.

Человек может развивать личность, как в себе, так и в других. Осуществление поддержки в процессе  развития личности, разработка методик развития и самосовершенствования личности, тренинги развития личности — эти направления более свойственны практической психологии.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e0f850a92414d00b1feb9e9/razvitie-lichnosti-5ec57f191e1186547b923731