ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН «Об утверждении национальной концепции по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан на период 2019-2023 года»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН
«Об утверждении национальной концепции по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан на период 2019-2023 года»
ID-1396

Постановление

Кабинета Министров Республики Узбекистан

«Об утверждении национальной концепции по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан на период 2019-2023 года»

 

Во исполнение протокольных поручений совещания при Президенте Республики Узбекистан от 20 сентября 2018 года, посвящённой важным задачам в перспективе дальнейшего развития сферы физической культуры и спорта, Кабинет Министров постановляет:

1. Утвердить:

Национальную Концепцию по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан на период 2019-2023 года согласно приложению № 1;

Дорожную карту по реализации Национальной Концепции по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан 2019-2023 года, согласно приложению № 2.

2. Определить, что Концепция и Дорожная карта по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан 2019-2023 года направлены на решение следующих приоритетных задач:

определение стратегического и системного видения приоритетов и четкого обозначения решаемых проблем в дорожной карте;

внедрение инновационных методов управления системой охвата населения занятием физической культурой и спортом;

достижение максимальной эффективности финансирования и развития самофинансирования охвата населения занятием физической культурой и спортом;

строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий спортивных  учреждений на основе современных энерго- и ресурсосберегающих инновационных строительных технологий, оснащения и дооснащения с учетом новых технологий;

развитие новых направлений и видов спорта, а также других способствующих факторов (медицинские, психологические);

повышение качества, актуальности и разнообразия, адресности предоставляемых услуг для всех слоёв населения и по видам спорта и в ценовом сегменте, а также субъектами с разной формой собственности;

проведение внутренних и международных спортивных мероприятий   практического и теоретического направления в широком спектре с постоянной периодичностью;

популяризация деятельности министерства и её структурных подразделений, широкая пропаганда физической культуры и спорта с использованием достижений ИКТ и максимальная активизация работы отрасли в социальных сетях, перезапуск всех видов коммуникаций.

3. Министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хакимиятам областей и г. Ташкента:

организовать полную, своевременную и качественную реализацию Дорожной карты по реализации Национальной Концепции по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан 2019-2023 года;

на ежеквартальной основе представлять в Кабинет Министров отчеты о ходе реализации мероприятий, включенных в Дорожную карту по реализации Национальной Концепции по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан 2019-2023 года.

4. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан (А.Абдухакимову) обеспечить координацию деятельности министерств, ведомств и других организаций по реализации Национальной Концепции и Дорожной карты по развитию физической культуры и спорта Республики Узбекистан 2019-2023 года, установив системный контроль за полным, своевременным и качественным выполнением мероприятий.

5. Контроль над исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Абдухакимова и министра физической культуры и спорта Республики Узбекистан Д.Набиева.

 

 

      Премьер-министр

Республики Узбекистан                                                                                                                                                                                                          А.Арипов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к постановлению Кабинета Министров

от «___»________2018 г. №_______

 

НАЦИОНАЛНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

НА ПЕРИОД 2019-2023 ГОДА

 

I. Введение.

1.1. В условиях усиления глобальной конкуренции во всех аспектах развития стран в мире возникает необходимость повышения качества человеческого капитала, требующее постоянной заботы об укреплении физического здоровья населения всех возрастов.

1.2. Для Узбекистана высокое качество физической культуры населения является стратегической задачей устойчивого развития страны. Успеха можно добиться только тогда, когда будут обеспечены условия для постоянного занятия физической культурой и спортом на протяжении жизни всех слоев населения.

1.3. Узбекистан проводит активную работу по реформированию всех отраслей общественной жизни, включая и сферу физической культуры и спорта. Был принят ряд реформ, совершенствуется действующие, разрабатываются новые законодательные и нормативно правовые документы. В тоже время, имеются пробелы в законодательстве, организационных структурах, институциональном развитии, обеспечении преемственности этапов занятия физической культурой и спортом, слабом учете интересов и потребностей различных возрастных слоев населения в получении доступа к занятиям физической культурой и спортом.

 

II. Задачи Национальной Концепции.

2.1. Для успешной реализации поставленных стратегических задач стоящих перед обществом требуется интеграция в единую систему всех усилий и обеспечения непрерывности занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни человека, вовлечения всех государственных, негосударственных учреждений, хозяйствующих субъектов в данный процесс.

2.2. Основными вызовами для Узбекистана в сфере занятия физической культурой и спортом в будущем являются следующие проблемы:

а) слабая интеграция всех этапов физического развития личности,  
в единой системе охватывающей все этапы жизни человека;

б) низкая ориентированность системы занятия физической культурой и спортом на использование мотивации, а также профессиональных и практических навыков личности;

в) снижение конкурентоспособности трудовых ресурсов с учётом недостаточного учета состояния физической подготовленности;

г) дефицит специалистов с высшим образованием снижает качество и разнообразность предоставляемых услуг по занятиям физической культурой и спортом,
а также темпы развития сферы.

2.3. Конкурентоспособность отечественной системы охвата населения занятием физической культурой и спортом стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира.

2.4. Одновременно возможность получения качественного доступа к занятию физической культурой и спортом продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей молодежи, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

2.5. Имеющиеся общие проблемы в системы охвата населения занятием физической культурой и спортом можно связать в первую очередь со следующими факторами:

а) основы организации деятельности спортивных учреждениях системы охвата населения занятием физической культурой и спортом не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах;

б) недостаточный уровень методического обеспечения не позволяющий развития и формирования  у населения сильной и действенной положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

в) неэффективный механизм оценки деятельности спортивных учреждений, который, в основном, сводится лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел;

г) чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании спортивных программ развития территорий и решении насущных проблем населения;

д) уровень внедрения в управленческий процесс спортивными учреждениями современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений;

е) неразвитость социального и государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта ограничивает участие негосударственных, некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении проблем, и как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;

ж) недостаточная открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти непосредственно руководящих деятельностью спортивных учреждений, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции;

з) отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей спортивных учреждений отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок;

и) отсутствие унифицированных правовых основ для работников спортивных учреждений, единых норм, определяющих статус спортивных работников, критериев оценки их деятельности не позволяет создать профессиональный корпус спортивных работников;

к) состояние материально-технической базы части спортивных учреждений, их перегруженность, недостаточная в отдельных случаях обеспеченность мебелью, соответствующим  оборудованием, наглядными пособиями необходимым для организации деятельности приводит к недостаточно эффективному выполнению возложенных на них функций;

л) имеющиеся у спортивных учреждений инфраструктурные проблемы, связанные со снабжением электроэнергией, холодной и горячей водой, природным газом и канализацией отрицательно влияют на эффективность их деятельности;

м) низкий потенциал кадрового состава и материально-технического оснащения малокомплектных спортивных учреждений, не позволяющих достичь необходимого уровня качества занятия и тренировок;

н) дефицит спортивных, тренерских и педагогических кадров по некоторым видам спорта;

о) количество наиболее квалифицированных кадров, то есть спортивных, тренерских и педагогических кадров высшей и первой категорий, падает, что свидетельствует о низком профессиональном уровне работников;

п) качественный состав студентов спортивных факультетов является относительно низким. Отсутствуют конкретные процедуры оценивания по выявлению потенциала и мотивации к профессии для поступления на спортивную специальность, способность находить общий язык с детьми и взрослыми, психологическая готовность и коммуникабельность;

р) доля выпускников, окончивших ВУЗы по специальности «Спортивная деятельность» не восполняют дефицит кадров и не обеспечивают высокое качество их подготовки ввиду низкой мотивации молодых специалистов работать по профессии, по причине низкой её привлекательности;

с) отсутствие национальных стандартов для тренеров и работников спортивных учреждений, которые обеспечивают четкое и краткое описание того, что они должны знать и уметь делать, препятствует росту их потенциала, в результате существующая процедура отбора и назначения руководителей спортивных учреждений является неэффективной;

т) низкая степень удовлетворенности родителей системой спортивного образования включая такие критерии, как состояние благоустройства территории учреждений, обеспеченности инвентарем, оборудованием, а также, методикой тренировок, комплектности тренерского состава, организации питания и медицинского наблюдения, близости учреждений к дому и безопасности территории;

у) падение престижа профессии тренера связано с отсутствием стимулов для качественной работы, необходимостью брать высокую нагрузку для получения адекватной заработной платы создает условия для дефицита высококвалифицированных кадров;

ф) состояние системы повышения квалификации тренеров и спортивных работников не отвечает их потребностям должным образом. Стимулы в повышении квалификации, связаны с увеличением заработной платы и ростом карьеры, а не с реальным улучшением практической деятельности;

х) резкая диспропорция в общей структуре затрат при относительно высокой доле расходов на заработную плату и низкой доле расходов на спортивный инвентарь, оборудование, капитальный и текущий ремонт.

2.6. Соответственно в основу Национальной Концепции развития и модернизации системы охвата населения занятиям физической культурой и спортом должны быть положены такие меры как:

а) определение стратегического и системного видения приоритетов и четкого обозначения решаемых проблем в дорожной карте;

б) внедрение инновационных методов управления системой охвата населения занятием физической культурой и спортом;

в) достижение максимальной эффективности финансирования и развития самофинансирования охвата населения занятием физической культурой и спортом;

г) строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий спортивных  учреждений на основе современных энерго- и ресурсосберегающих инновационных строительных технологий, оснащения и дооснащения, с учетом новых технологий;

д) развития новых направлений и видов спорта, а также других способствующих факторов (медицинские, психологические);

е) повышение качества, актуальности и разнообразия, адресности предоставляемых услуг для всех слоёв населения и по видам спорта и в ценовом сегменте, а также субъектами с разной формой собственности;

ж) проведения внутренних и международных спортивных мероприятий   практического и теоретического направления в широком спектре с постоянной периодичностью;

з) популяризация деятельности министерства и её структурных подразделений, широкая пропаганда физической культуры и спорта с использованием достижений ИКТ, максимальная активизация работы отрасли в социальных сетях, перезапуск всех видов коммуникаций.

2.7. Основные цели Национальной Концепции развития физической культуры и спорта должны быть направлены на устранение факторов препятствующих полноценной реализации реформ.

 

III. Обеспечение реализации инновационных форм широкого охвата всех слоёв населения физической культурой и спортом.

3.1. Pазработка и внедрение образцовой Модели популяризации здорового образа жизни, широкого привлечения всех слоёв населения к занятиям физической культурой и спортом с учетом обеспечения массовости и регулярности спортивных мероприятий на основе особенностей условий в разрезе махалли, районов и регионов.

3.2. Реализация действенных механизмов взаимодействия органов самоуправления граждан со спортивными организациями в воспитании молодых людей духовно развитыми и физически здоровыми личностями, обеспечении их занятости, защите от идеологических угроз.

3.3. Активное использование спортивной инфраструктуры образовательных учреждений, производственных предприятий, частных и бизнес структур спортивных учреждений для проведения спортивных и массовых мероприятий с участием спортивных звёзд, открытых тренировок от топ тренеров для детей, а также автограф-сессии. 

3.4. Расширение различных видов и частоту проводимых массовых спортивных тематических мероприятий «Спорт - образ жизни», рассчитанных на охват широких слоев населения, материальное и моральное поощрение активных участников с использованием новых медиа технологий.

3.5 Проведение регулярных региональных спортивных соревнований среди спортивных образовательных учреждений по массовым видам спорта, особенно для девочек, с целью отбора талантливых детей из регионов для обучения в Ташкенте и за рубежом.

3.6. Внедрение механизма постоянного мониторинга органами самоуправления граждан по предупреждению случаев препятствования занятию физической культурой и спортом несовершеннолетних детей со стороны родителей.

3.7. Предоставление равных возможностей занятием физической культурой и спортом для социально незащищенных слоёв населения и граждан, находящихся в наименее благоприятных условиях необходимо:

оказание дополнительной поддержки для спортивных учреждений, в которых занимаются дети из малообеспеченных слоев населения (низкий уровень дохода, т.д.),  а также для спортивных учреждений расположенных, в отдаленных районах (включая горную местность и анклавы).

 

IV. Совершенствования методического обеспечения физической культуры и спорта на основе передового мирового опыта.

4.1. Широкое привлечение инвестиций в развитии научно-исследовательской и инновационной деятельности в сфере, в том числе по разработке инновационных идей и технологий, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей дальнейшее развитие системы направленной на развитие у граждан здоровой, сильной и действенной положительной мотивации к спорту с раннего возраста.

4.2. Организация подготовки и издания учебной, учебно-методической  и популярной литературы, нормативных документов нового поколения, разработанной по обновленным учебным планам и программам разработанным на опыте ведущих мировых спортивных центров, отвечающим инновационным требованиям.

4.3. Организация деятельности специализированного издательского центра «Спорт ва жисмоний тарбия» занимающегося подготовкой, изданием и распространением книжной и наглядной продукции.

4.4. Создание открытого республиканского депозитария тренировочных модулей и электронных образовательных ресурсов для системы физической культуры и спорта на базе современных сетевых технологий.

 

VОтбор и подготовка тренерских кадров новой формации.

5.1. Усовершенствование процесса отбора студентов в спортивные ВУЗы с учётом введения дополнительных творческих экзаменов и собеседования для выявления мотивированных к работе по тренерской профессии абитуриентов, обладающих определёнными навыками и качествами.

5.2. Обновление учебных программ по направлениям спортивной деятельности в ВУЗах и центрах повышения квалификации, увеличение практических компонентов, ввести в практику проведения занятий под руководством самых опытных тренеров, демонстрирующих высокие результаты.

5.3. Организация совместных академий, и обучения в крупнейших спортивных школах мира, повсеместно практиковать привлечение в учебно-тренировочный процесс ведущих мировых специалистов.

5.4. Организация новых инновационных спортивных ВУЗов и центров подготовки с использованием новейших спортивных технологий для подготовки тренерских и административных кадров новой формации, на основе привлечения специалистов из стран с успешными системами, лидирующих учебных заведений аналогичного профиля.

5.5. Пересмотреть гибкость входа в профессию тренера для опытных специалистов, не имеющих спортивного образования, но желающих работать тренерами (краткие курсы в Центре повышения квалификации и пр.).

5.6. Расширение квот по заочному обучению для ВУЗов со спортивным направлением, а также квот для льготного зачисления абитуриентов для удалённых горных и пустынных районов (городов) с острым дефицитом тренерских кадров по представлению Министерства физической культуры и спорта.

5.7. Формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей тренерам осваивать новые дополнительные специализации и квалификации, в первую очередь для спортивных учреждений, расположенных в удаленной местности.

5.8. Обеспечение высокого статуса и престижа профессии тренера, предоставление возможностей для самореализации и профессионального роста, внедрение гибкой системы поощрения, создание положительного образа тренера, как человека, занимающегося воспитанием молодого поколения для успешного развития государства.

5.9. Предоставление тренерам самостоятельности в определении наилучших методов тренировок, подходящих для существующих в конкретном спортивном учреждении условий, дать тренерам простор для креатива и внедрения инновационных методов.

 

VI. Подготовка и отбор административных кадров с инновационным мышлением.

6.1. Внедрение в процесс их подготовки специальных программ управления спортом, проведения семинаров для профессионалов, менеджеров спортивных медиков и психологов, организация стажировок в ведущих мировых спортивных центрах (Sport ManagementSport LeadershipSport Administration).

6.2. Реализация программы подготовки руководящих кадров, а также повышения квалификации - Современный спортивный менеджмент и предоставление по завершении её прохождения всем слушателям, успешно сдавшим экзамены, специальных сертификатов сроком действия на три года, позволяющих занимать должности руководителей спортивных учреждений.

6.3. Обеспечения системного участия руководителей спортивных учреждений в программах по развитию, а также стимулировать обмен опытом между ними, а также поиска ими передовых и наиболее эффективных методов работы.

6.4. Оптимизации административных процедур, автоматизации процессов управления, формирования эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования на проблемы на уровне территорий и страны в целом.

6.5. Повышение самостоятельности и ответственности, территориальных подразделений и их руководителей за осуществление государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

6.6. Обеспечение участия общественности и крупных коммерческих предприятий в управлении спортивными учреждениями и контроле качества оказываемых услуг (наблюдательные советы, попечительские советы, управляющие советы).

6.7. Регулярная (ежегодная) оценка динамики изменений состояния сферы организационной структуры системы, обеспечивающей соответствие её услуг, требованиям инновационного развития экономики, на основе специально разработанных и утвержденных критериев.

 

VII. Совершенствование спортивной медицины и мер по пропаганде здорового образа жизни на основе опыта мировых спортивных держав.

7.1. Повышение доступности и качества медицинского обеспечения спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой, повышение эффективности использования физической культуры для оздоровления населения.

7.2. Развитие медицинского обеспечения физической культурыи массового спорта, детско-юношеского спорта и спортивного резерва, спорта высших достижений, медицинской реабилитации больных и инвалидов средствами и методами физической культуры.

7.3. Расширение сети подразделений врачебно-физкультурной службы в системе здравоохранения и её материально-техническое оснащение, высококвалифицированная подготовка и переподготовка кадров в области спортивной медицины и лечебной физкультуры.

7.4. Организация медицинской помощи при проведении восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок в спорте, а также после перенесённых заболеваний и травм у спортсменов и у населения.

 

VIII. Реализация комплекса мер обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в здоровом питании.

8.1. Организация широкой разъяснительной работы и усиление пропаганды здорового питания, как основы здорового образа жизни населения.

8.2. Разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания, направленных на снижение распространенности заболеваний, связанных с питанием, приоритетное развитие фундаментальных исследований в области спортивного
и здорового питания.

8.3. Совершенствование системы организации питания в организованных коллективах, образовательных учреждениях обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет, улучшение диетического (лечебного и профилактического) питания.

8.4. Создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в здоровом питании, физической активности и сокращении употребления алкогольной и табачной продукции.

8.5. Расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья в соответствии с современными требованиями к качеству и безопасности, развитие производства пищевых продуктов, обогащённых незаменимыми компонентами, специализированных продуктов для спортивного питания и биологически активных добавок к пище.

8.6. Разработка и внедрение программ мониторинга в области питания на основе анализа показателей здоровья населения.

 

IX. Обеспечение высокого уровня информатизации процессов, улучшение использования мультимедийных продуктов.

9.1. Принятие мер по обеспечению доступа для всех спортивных учреждений к сети Интернет, создание современного привлекательного сайта министерства, ведение социальных сетей министерства, министра и региональных подразделений во всех каналах с использованием новых медиа технологий.

9.2. Создание и продвижение в социальных сетях компании по популяризации физической культуры и спорта под хэштегом «Спорт-образ жизни», перезапуск SPORTS.UZ, бренда министерства и новое позиционирование.

9.3. Разработка спортивных приложений для мобильных сетей iSPORT в направлениях мониторинг населения, проведения социальных опросов, связь с министром, календарь событий, органайзер тренировок, мониторинг  активности населения.

9.4. Повышение уровня компьютеризации тренировочного процесса с учетом современных тенденций в развитии информационных технологий.

 

X. Укрепление материально-технической базы спортивных учреждений на основе энерго- и ресурсосберегающих технологий.

10.1. Продолжение поэтапного строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий спортивных учреждений на основе современных энерго и ресурсосберегающих инновационных строительных технологий.

10.2. Продолжение поэтапного оснащения и дооснащения, мебелью, соответствующим оборудованием, современным спортивным инвентарем с учётом новых технологий.

10.3. Создание специализированного проектного института для разработки проектов спортивных объектов с учётом особенности регионов, наличие строительных материалов на основе современных энерго- и ресурсосберегающих технологий на опыте известных зарубежных компаний.

10.4. Внедрение возобновляемых источников энергии и энергосберегающих технологий в эксплуатации инфраструктур спортивных учреждений, снабжение электроэнергией, холодной и горячей водой, природным газом и канализацией.

10.5. Создание специализированной дирекции при министерстве для мониторинга и итоговой инспекции соответствия требуемым нормам реализованных работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта зданий и оснащения спортивных учреждений.

 

XI. Повышение эффективности финансового планирования, управления снижением финансовых расходов.

11.1. Снижение нагрузки на государственный бюджет в плане финансирования меропрятий по физической культуре и спорту, широкое распространение практики формирования внебюджетных средств государственных спортивных учреждений за счёт оказания ими платных услуг.

11.2. Включение финансовых данных и индикаторов в единую информационную систему в сфере физической культуры и спорта для обеспечения согласованности процессов планирования, составления бюджета на основе потребностей и прогнозирования на различных (на горизонтальном и вертикальном) уровнях.

11.3. Рассмотрение и пересмотр формулы финансирования с целью отражения различных потребностей и условий учрежденийвнедрение бюджетирования, ориентированного на конкретные результаты.

11.4. Диверсификация источников финансирования, стимулирование привлечения дополнительных ресурсов частных лиц и компанийлиберализация процесса создания частных спортивных учреждений, спортивных школ, специализированных учебно-тренировочных центров и высших учебных заведений.

11.5. Развитие Государственно-частного партнерства (ГЧП):

а) в рамках проведения реформ в сфере ГЧП необходимыми мерами с точки зрения системы физической культуры и спорта являются совершенствование законодательства, применение экономических стимулов, устранение административных барьеров, кроме того необходимо законодательно разрешить другие организационно-правовые формы для осуществления спортивной деятельности - ООО, АО, ЧП;

б) развивать спортивную инфраструктуру различными формами собственности, увеличить доступ к качественным платным услугам, повысить качество предоставлямых спортивных услуг и меропрятий за счёт конкуренции между государственными и негосударственными спортивными учреждениями;

в) устранения административных барьеров при лицензировании деятельности частных спортивных учреждений, пересмотреть процедуру в сторону сокращения времени, упростить этапы получения лицензии, внедрить в систему электронного правительства возможность он-лайн заявок и предоставления пакета документов в электронном виде.

 

XII. Реализация инновационных мер по популяризации физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

12.1. Повышение эффективности информационных и образовательных средств в формировании мотивации всех слоев населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

12.2. Обеспечение непрерывности процесса популяризации, соблюдение преемственности воспитательного воздействия (семья, дошкольные и школьные учебные заведения, высшие учебные заведения, производственные коллективы) в местах массового отдыха, по месту жительства.

12.3. Поощрение физической активности граждан в достижение высокого уровня физической подготовленности, закрепление спортивной активностикак необходимого элемента здорового образа жизни.

12.4. Распространение печатной и наглядной продукции, выпуск телерадиопрограмм и Интернет-ресурсов, пропагандирующих здоровый образ жизни, привлечение к популяризации спорта ведущих спортивных специалистов, спортсменов, политиков, общественных деятелей, использование социальной рекламы.

12.5. Создание музеев и галерей спортивной славы в регионах, для популяризации выдающихся достижений спортсменов, ветеранов спорта, демонстрации создаваемой инфраструктуры.

12.6. Проведение национального фестиваля «Праздник спорта», марафонов, спортивных соревнований и первенств на тематические призы государственных, общественных организаций, бизнес структур и частных лиц.

Решение поставленных задач модернизации сферы физической культуры и спорта даст возможность целенаправленно формировать человеческий капитал страны, исходя из необходимости обеспечения инновационного развития экономики и геополитической конкурентоспособности Республики Узбекистан.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к постановлению Кабинета Министров

от “___”________2018 года №____

 

Дорожная карта по реализации Национальной Концепции

в развитии физической культуры и спорта Республики Узбекистан на период 2019-2023 года.

 

Наименование мероприятий

Формы

реализации

Сроки

реализации

Ответственные исполнители

I. Обеспечение реализации инновационных форм широкого охвата всех слоёв населения

физической культурой и спорта

1.1.

Разработка и внедрение образцовой модели широкого привлечения всех слоёв населения к занятиям физической культуры и спорта, а также повышение массовости спортивных мероприятий с учетом особенностей условий в разрезе махалли, районов и регионов.

Разработка и утверждение модели в установленном порядке, принятие соответствующих мер по внедрению

декабрь

2018 года

МФКиС,

Минздрав, МДО,

МНО, Минвуз,

Союз молодежи, Комитет женщин,

Фонд «Махалла»,

Фонд «Нуроний»

1.2.

 

Реализация действенных механизмов взаимодействия органов самоуправления граждан и общественных организаций со спортивными организациями в воспитании молодежи духовно развитыми и физически здоровыми личностями.

 

Межведомственный

нормативный документ

март

2019 года

МФКиС,

Союз молодежи,

Федерация профсоюзов,

Комитет женщин,

Фонд «Махалла»,

Фонд «Нуроний»

1.3.

Использование спортивной инфраструктуры образовательных учреждений, частных лиц и бизнес структур спортивных учреждений для проведения спортивных и массовых мероприятий с участием спортивных звёзд, открытых тренировок от топ тренеров для детей, а также автограф – сессии.

Разработка календаря мероприятий

январь

2019 года

МФКиС,

Минфин,

Минэкономики

1.4.

Расширение различных видов и частоту проводимых спортивно-массовых тематических мероприятий «Спортивный образ жизни», рассчитанных для широких слоев населения, а также материальное и моральное поощрение активных участников.

Разработка календаря мероприятий

январь
2019 года

МФКиС,

Минздрав, МДО,

МНО, Минвуз,

Союз молодежи,

Комитет женщин,

Фонд «Махалла»,

Фонд «Нуроний»

1.5.

Регулярное проведение региональных спортивных соревнований среди спортивных образовательных учреждений по массовым видам спорта, в основном направленных для девочек, с целью отбора талантливых детей из регионов для обучения.

Разработка календаря мероприятий

январь
2019 года

МФКиС,

МДО,

МНО, Минвуз,

Союз молодежи,

Фонд «Махалла»

1.6.

Оказание дополнительной поддержки для спортивных учреждений, в которых занимаются дети из малообеспеченных слоев населения (низкий уровень дохода, т.д.),  а также для спортивных учреждений расположенных, в отдаленных районах (включая горную местность и анклавы.

Нормативный документ министерства

март
2019 года

МФКиС,

Минфин,

Минэкономики

II. Методическое обеспечение качества услуг по физической культуре и спорту

2.1.

Разработка инновационных идей и технологий, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей дальнейшее развитие системы направленной на развитие у граждан здоровой, сильной и действенной положительной мотивации к спорту с раннего возраста.

Разработка ежегодных вводных на основе анализа деятельности

 июль
2019 года

МФКиС,

Минздрав, МДО,

МНО, Минвуз

 

2.2.

Подготовка и издания учебной, учебно-методической  и популярной литературы, нормативных документов нового поколения, разработанной по обновленным учебным планам и программам разработанным на опыте ведущих мировых спортивных центров.

Подготовка и издания учебной, учебно-методической  и популярной литературы, нормативных документов нового поколения

1 августа
2019 года

(на постоянной основе)

МФКиС,

Минздрав, МДО,

МНО, Минвуз,

Агентство печати

«Новости»

2.3.

Организация деятельности специализированного издательского центра «Жисмоний тарбия ва спорт» занимающегося подготовкой, изданием и распространением книжной и наглядной продукции.

Подготовка пакета

документов

1 марта

2019 года

МФКиС,

МНО, Минвуз,

Агентство печати

«Новости»

2.4.

Создание открытого республиканского депозитария тренировочных модулей и электронных образовательных ресурсов для сферы физической культуры на базе современных сетевых технологий.

Подготовка пакета

документов

1 марта

2019 года

МФКиС,

Мининфоком

2.5.

Развитие механизмов действенной поддержки спортивных организаций, обеспечивающих формирование инновационных программ и использование новых технологий охвата населения занятием физической культурой и спортом.

Проект положения

и приказа

1 апреля

2019 года

МФКиС,

Федерация профсоюзов,

Комитет женщин,

Фонд «Махалла»

III. Отбор и подготовка тренерских кадров в новой формации

3.1.

Усовершенствование процесса отбора студентов в спортивные ВУЗы, введение творческих экзаменов и собеседований для выявления мотивации.

Разработка и согласование необходимых документов

1 июня

2019 года

МФКиС,

Минвуз,

МНО

3.2.

Обновление учебных программ по направлениям спортивной деятельности, увеличить практический компонент, ввести практику проведения занятий под руководством самых опытных тренеров.

Критический анализ, организация деятельности творческих групп, апробация и издание, внедрение

2019-2023

годы

МФКиС,

Минвуз,

МНО

3.3.

Организация новых инновационных спортивных учебных заведений с успешными системами и лидирующими в мире профильными ВУЗами.

Меморандум о взаимном сотруднечестве и проекты необходимых документов

2019-2023

годы

МФКиС,

Минвуз

3.4.

Расширение квот по заочному обучению и льготного зачисления абитуриентов для удаленных горных и пустынных районов с острым дефицитом тренерских кадров по представлению Министерства физической культуры и спорта.

Анализ кадровой обеспеченности и подготовка предложений

ежегодно

МФКиС,

Минвуз

3.5.

Формирование образовательной инфраструктуры, позволяющей тренерам осваивать новые специализации, в первую очередь для спортивных учреждений, расположенных в удаленной местности.

Нормативные документи для организации, количественный
и качественный анализ состава тренеров

 сентябрь
2019 года,  ежегодно

МФКиС,

Минвуз

3.6.

Обеспечение высокого статуса и престижа профессии тренера, предоставление возможностей для самореализации и профессионального роста, внедрение гибкой системы поощрения, создание положительного образа тренера.

Обновление нормативных документов, разработка комклекса мер

июль

2019 года

МФКиС,

Минвуз,  Союз молодежи,

Федерация профсоюзов,

Комитет женщин,

Фонд «Махалла»,

Фонд «Нуроний»

IV Подготовка и отбор административных кадров с инновационным мышлением

4.1.

Внедрение в процесс их подготовки специальных программ управления спортом, проведение семинаров для профессионалов, менеджеров спортивных медиков и психологов, организация стажировок в ведущих мировых спортивных центрах (Sport Management/ Sport Leadership/ Sport Administration).

Проекты нормативно-правовых актов и план календарь

1 июнь

2019 года

МФКиС,

Минвуз  

4.2.

Реализация программы подготовки руководящих кадров, а также повышения квалификации - “Современный спортивный менеджмент” и предоставление слушателям специальных сертификатов сроком действия на три года, позволяющих занимать должности руководителей спортивных учреждений.

Проекты нормативно-правовых актов.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

 1 мая
2019 года

МФКиС,

Минвуз  

4.3.

Обеспечение системного участия руководителей спортивных учреждений в программах по развитию, стимулирование обмена опытом, изучение успешного опыта коллег, а также поиск
 передовых эффективных методов работы.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 мая
2019 года, ежегодно

МФКиС

4.4.

Повышение самостоятельности и ответственности территориальных подразделений и их руководителей за осуществление государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Проекты нормативно-правовых актов

1 июня
2019 года

МФКиС

4.5.

Обеспечение участия общественности и крупных коммерческих предприятий в управлении спортивными учреждениями и контроле качества оказываемых услуг (наблюдательные советы, попечительские советы, управляющие советы).

Проекты нормативно-правовых актов

2019-2023

годы

МФКиС, Союз молодежи,

Федерация профсоюзов,

Комитет женщин,

Фонд «Махалла»,

Фонд «Нуроний»

4.6.

Оптимизация административных процедур, автоматизация процессов управления, формирование эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования на проблемы на уровне территорий и страны в целом.

Проект приказа министра

февраль
2019 года

МФКиС,

Мининфоком

VСовершенствование спортивной медицины и мер по пропаганде здорового образа жизни на опыте

мировых спортивных держав

5.1.

 

Повышение доступности и качества медицинского обеспечения спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой, повышение эффективности использования физической культуры для оздоровления населения.   

 

Проекты нормативно-правовых актов

 

1 июня
2019 года

МФКиС,

Минздрав,

Минфин,

Минэкономики

5.2.

Развитие медицинского обеспечения физической культуры и массового спорта, детско-юношеского спорта и спортивного резерва, спорта высших достижений, медицинской реабилитации больных и инвалидов.

Комплекс необходимых мер

1 июля

2019 года

МФКиС,

Минздрав,

5.3.

Расширение сети врачебно-физкультурной службы в системе здравоохранения и её материально-техническое оснащение, высококвалифицированная подготовка и переподготовка кадров в области спортивной медицины и лечебной физкультуры.

Комплекс необходимых мер

1 июля

2019 года

МФКиС,

Минздрав,

Минфин,

Минэкономики

5.4.

 

Организация медицинской помощи при проведении восстановительных мероприятий после интенсивных физических нагрузок в спорте, а также после перенесенных заболеваний и травм у спортсменов и у населения.

Проекты нормативно- правовых актов, комплекс мер

февраль

2019 года

МФКиС,

Минздрав

VIРеализация комплекса мер обеспечивающего удовлетворение потребностей

различных групп населения в здоровом питании

6.1.

Организация широкой разъяснительной работы и усиление пропаганды здорового питания, как основы здорового образа жизни населения.

Проекты совместных актов, комплекс мер

март

2019 года

МФКиС,

Минздрав

6.2.

Разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания, направленных на снижение заболеваний, связанных с питанием, развитие фундаментальных исследований в области спортивного и здорового питания.

Разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания

апрель

2019 года

МФКиС,

Минздрав

6.3.

Совершенствование системы организации питания в организованных коллективах, образовательных учреждениях обеспечения полноценным питанием беременных и кормящих женщин, детей в возрасте до 3 лет, улучшение диетического (лечебного и профилактического) питания.

Проекты  совместных актов, комплекс мер

май

2019 года

МФКиС,

Минздрав,

ХК «Узбекозик-овкатхолдинг»

6.4.

Расширение отечественного производства основных видов продовольственного сырья в соответствии с современными требованиями к качеству и безопасности, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов для спортивного питания и биологически активных добавок к пище.

Проекты  совместных актов, комплекс мер

май

2019 года

МФКиС,

Минздрав,

ХК «Узбекозик-овкатхолдинг»

6.5.

Разработка и внедрение программ мониторинга в области питания на основе анализа показателей здоровья населения.

Проекты  совместных актов, комплекс мер

июнь

2019 года

МФКиС,

Минздрав

VIIОбеспечение высокого уровня информатизации процессов и использования мультимедийных продуктов

7.1.

Принятие мер по обеспечению доступа для всех спортивных учреждений к сети Интернет, создание современного привлекательного сайта министерства, ведение социальных сетей министерства, министра и региональных подразделений во всех каналах с использованием новых медиа технологий.

Проекты  совместных актов, комплекс мер

 

20 марта

2019 года

МФКиС,

Мининфоком

 

7.2.

Создание и продвижение в социальных сетях компании по популяризации физической культуре и спорта под хэштегом «Спорт-образ жизни», перезапуск SPORTS.UZ, бренда министерства и новое позиционирование.

Проекты  совместных актов, комплекс мер

20 марта

2019 года

МФКиС,

Мининфоком

7.3.

Разработка спортивных приложений для мобильных сетей iSPORT в направлениях мониторинг населения, проведения социальных опрос, связь с министром, календарь событий, органайзер тренировок, мониторинг двигательной активности населения.

Проекты  совместных актов, комплекс мер

20 марта

2019 год

МФКиС,

Мининфоком

7.4.

Повышение уровня компьютеризации тренировочного процесса с учетом современных тенденций в развитии информационных технологий.

Проекты  совместных актов, комплекс мер

2019-2020

годы

МФКиС,

Мининфоком

VIII. Укрепление материально-технической базы спортивных учреждений на основе

энерго- и ресурсосберегающих технологий

8.1.

Продолжение поэтапного строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий спортивных  учреждений на основе современных энерго и ресурсосберегающих инновационных строительных технологий.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 июня

2019 года

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин,

Минстрой

8.2.

Продолжение поэтапного оснащения и дооснащения, мебелью, соответствующим оборудованием, современным спортивным инвентарем с учетом новых технологий.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 июля

2019 года

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин

8.3.

Создание специализированного проектного института для разработки проектов спортивных объектов с учётом особенности регионов, наличие строительных материалов на основе современных энерго- и ресурсосберегающих технологий на опыте известных зарубежных компаний.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 июля

2019 год

МФКиС,

Минфин,

Минстрой

8.4.

Внедрение возобновляемых источников энергии и энергосберегающих  технологий в эксплуатации инфраструктур спортивных учреждений, снабжение электроэнергией, холодной и горячей водой, природным газом и канализацией.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

2019-2023

годы

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин,

Минстрой

8.5.

Создание специализированной дирекции при министерстве для мониторинга и итоговой инспекции соответствия требуемым нормам реализованных работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта зданий и оснащения спортивных учреждений.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 июля

2019 года

МФКиС,

Минфин,

Минстрой

IX. Повышение эффективности финансового управления и снижений

финансовых расходов при планировании

9.1.

Снижение нагрузки на государственный бюджет в плане финансирования меропрятий по физической культуре и спорта, широкое распространение практики формирования внебюджетных средств государственных спортивных учреждений за счет оказания ими платных услуг.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение с Минфин, Минэкономики

1 июля

2019 года

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин

9.2.

Рассмотрение и пересмотр формулы финансирования с целью отражения различных потребностей и условий учреждений, внедрение бюджетирования, ориентированного на конкретные результаты.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

20 июля

2019 года

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин

9.3.

Диверсификация источников финансирования, стимулирование привлечения дополнительных ресурсов частных лиц и компаний, либерализация процесса создания частных спортивных учреждений, спортивных школ, специализированных  учебно-тренировочных центров и высших учебных заведений.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 августа

2019 года

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин

9.4.

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) применение экономических стимулов, устранение административных барьеров, необходимо законодательно разрешить другие организационно-правовые формы для осуществления спортивной деятельности - ООО, АО, ЧП.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 августа

2019 года

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин

9.5.

Повышение качества предоставляемых спортивных услуг и меропрятий за счет конкуренции между государственными и негосударственными спортивными учреждениями.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

2019-2020

годы

МФКиС,

Мин зкономики,

Минфин

 9.6.

Устранение административных барьеров при лицензировании деятельности частных спортивных учреждений, внедрение в систему электронного правительства, возможность онлайн заявок и предоставление пакета документов в электронном виде.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 июля

2019 года

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин

9.7.

Включение финансовых данных и индикаторов в единую информационную систему в сфере физической культуры и спорта, для обеспечения согласованности процессов планирования, составления бюджета на основе потребностей и прогнозирования на различных уровнях (на горизонтальном и вертикальном уровнях).

 

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 ноября

2019 года

МФКиС,

Минэкономики,

Минфин

X. Реализация инновационных мер по популяризации физической культуры и спорта, а также здорового образа жизни

10.1.

Повышение эффективности информационных и образовательных средств в формировании потребности у всех слоев населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение Мининфоком

1 апреля

2019 года

МФКиС,

Мининфоком,

Агентство печати «Новости»,

ГТРК

10.2.

Обеспечение непрерывности процесса популяризации, соблюдение преемственности воспитательного воздействия (семья, дошкольные и школьные учебные заведения, высшие учебные заведения, производственные коллективы) в местах массового отдыха, по месту жительства.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 март

2019 года

МФКиС,

Мининфоком,

Агентство печати «Новости»,

ГТРК

10.3.

Поощрение физической активности, достижение высокого уровня физической подготовленности, закрепление спортивной активности в качестве необходимых элементов здорового образа жизни.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 марта

2019 года

МФКиС,

Союз молодежи,

Федерация профсоюзов,

Комитет женщин,

Фонд «Махалла»,

Фонд «Нуроний»

10.4.

Распространение печатной и наглядной продукции, выпуск телерадиопрограмм и Интернет-ресурсов, пропагандирующих здоровый образ жизни, привлечение к популяризации спорта ведущих спортсменов, политиков, общественных деятелей, использование социальной рекламы.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 апреля

2019 года

МФКиС,

Мининфоком,

Агентство печати «Новости»

10.5.

Создание музеев и галерей спортивной славы в регионах, для популяризации выдающихся достижений спортсменов, ветеранов спорта, демонстрации создаваемой инфраструктуры.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 августа

2019 года

МФКиС,

Минфин,

Минэкономики

10.6.

Проведение национального фестиваля «Праздник спорта», марафонов, спортивных соревнований и первенств на тематические призы государственных, общественных организаций, бизнес структур и частных лиц.

Разработка Комплекса мер, согласование и утверждение

1 октября

2019 года

МФКиС,

Союз молодежи,

Федерация профсоюзов,

Комитет женщин,

Фонд «Махалла»,

Фонд «Нуроний»