Закон Республики Узбекистан "О физической культуре и спорте"

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

О физической культуре и спорте

(новая редакция)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области физической культуры и спорта.

Статья 2. Законодательство о физической культуре и спорте

Законодательство о физической культуре и спорте состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о физической культуре и спорте, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

физическая реабилитация — восстановление (коррекция и компенсация) нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями посредством использования средств и методов физической культуры и спорта;

физическая культура (физкультура) — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его способностей и двигательной активности, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физического развития и физической подготовки;

физическое воспитание — процесс по воспитанию личности, развитию физических возможностей человека, приобретению им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем культуры;

организатор физкультурного или спортивного мероприятия — юридическое или физическое лицо, по инициативе которого проводится физкультурное или спортивное мероприятие, и (или) осуществляющее организационное, финансовое и материальное обеспечение подготовки и проведения такого мероприятия;

физкультурно-оздоровительное сооружение — сооружение крытого или открытого типа, предназначенное для проведения физкультурно-массовых мероприятий и физкультурно-оздоровительных занятий, отвечающее нормам и требованиям, предъявляемым к нему, и имеющее соответствующий паспорт;

физкультурно-массовые мероприятия — мероприятия, направленные на вовлечение населения к занятиям физической культурой и формирование здорового образа жизни среди населения;

массовый спорт — часть спорта по физическому воспитанию, оздоровлению, развитию и вовлечению населения к занятиям физической культурой и спортом посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;

профессиональный спорт — часть спорта по организации и проведению спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение и (или) заработную плату;

спорт — организованная по определенным правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и взаимоотношения людей, возникающие в ее процессе, на любительской и профессиональной основе;

спортсмен — физическое лицо, систематически занимающееся избранным видом или видами спорта, постоянно повышающее свое спортивное мастерство и принимающее участие в спортивных мероприятиях;

агент по спорту — лицо, действующее на основании договора от имени и в интересах спортсмена, следящее за соблюдением условий заключенных договоров и прав спортсмена;

спортивное соревнование — состязание среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания, проводимое по утвержденному организатором физкультурного или спортивного мероприятия положению (регламенту);

спортивное сооружение — специализированное сооружение крытого или открытого типа, предназначенное для проведения спортивных мероприятий и мероприятий массового спорта, учебно-тренировочных занятий и учебно-тренировочных сборов по видам спорта, отвечающее нормам и требованиям, предъявляемым к нему, и имеющее соответствующий паспорт;

спортивная дисквалификация спортсмена — отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией (ассоциацией) по соответствующему виду спорта или республиканской спортивной федерацией (ассоциацией) по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта или положений (регламентов) о спортивных соревнованиях либо антидопинговых правил, утвержденных международными спортивными организациями, или норм, утвержденных республиканскими спортивными федерациями (ассоциациями);

спортивная дисциплина — часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов программ спортивных соревнований;

спортивные мероприятия — мероприятия, включающие в себя спортивные соревнования, учебно-тренировочный процесс и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов;

вид спорта — вид деятельности в области физической культуры и спорта, характеризующийся специфической подготовкой человека к спортивным соревнованиям, имеющий правила, положение (регламент), которыми устанавливаются требования, порядок и условия проведения спортивных соревнований и участия в них;

спортивная федерация (ассоциация) — негосударственная некоммерческая организация, созданная на основе членства и прошедшая государственную регистрацию для развития одного или нескольких видов спорта, их популяризации, а также организации проведения спортивных мероприятий и подготовки спортсменов — членов спортивных сборных команд Республики Узбекистан по соответствующему виду спорта;

спортивный судья — физическое лицо, уполномоченное организатором физкультурного или спортивного мероприятия для обеспечения соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию;

технические и прикладные виды спорта — виды спорта, в которых для достижения спортивных результатов, помимо комплекса общефизических упражнений, спортсменом применяются навыки и умения в области владения и управления спортивной техникой, устройствами или техническими средствами, а также используются сочетания упражнений, взятые из различных видов спорта, имеющих прикладное значение. Технические и прикладные виды спорта являются составной частью подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Республики Узбекистан;

тренер — физическое лицо, имеющее разрешение на занятие тренерской деятельностью и осуществляющее проведение учебно-тренировочных, физкультурно-массовых мероприятий, а также руководство состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;

национальные виды спорта и народные игры Узбекистана — виды спорта и игр, имеющие национальную социально-культурную направленность и развивающиеся на территории Республики Узбекистан;

спортивные сборные команды Республики Узбекистан — коллективы спортсменов, относящихся к различным возрастным группам, тренеров, ученых и других специалистов в области физической культуры и спорта, медицинских и иных специалистов для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них от имени Республики Узбекистан;

любительский спорт — часть спорта по укреплению здоровья людей посредством вовлечения населения в массовый спорт на добровольных основах;

военно-прикладные виды спорта — виды спорта, основой которых являются специальные действия (в том числе приемы), связанные с выполнением военнослужащими и лицами, проходящими специальную службу, своих служебных обязанностей.

Статья 4. Основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта

Основными направлениями государственной политики в области физической культуры и спорта являются:

государственная поддержка развития физической культуры и спорта;

обеспечение права каждого на свободный доступ к занятиям физической культурой и спортом;

сочетание государственного и общественного управления в области физической культуры и спорта;

установление государственных гарантий прав граждан в области физической культуры и спорта;

недопущение дискриминации и насилия в области физической культуры и спорта;

обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных мероприятий;

содействие развитию всех видов и составных частей спорта;

содействие развитию физической культуры и спорта среди инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями, а также групп населения, нуждающихся в повышенной социальной защите;

создание условий для развития и популяризации национальных видов спорта и народных игр Узбекистана;

обеспечение непрерывности и преемственности физического воспитания граждан;

осуществление международного сотрудничества.

Статья 5. Субъекты физической культуры и спорта

К субъектам физической культуры и спорта относятся:

физкультурно-спортивные организации, в том числе спортивно-технические организации, физкультурно-спортивные общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки;

спортивные федерации (ассоциации) и иные негосударственные некоммерческие организации в области физической культуры и спорта;

организации, развивающие технические и прикладные виды спорта;

образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;

специализированные спортивно-образовательные учреждения;

научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;

граждане, занимающиеся физической культурой и спортом, спортсмены, спортивные судьи, тренеры, агенты по спорту и другие специалисты в области физической культуры и спорта, а также участники и зрители физкультурных и спортивных мероприятий;

иные органы и организации в соответствии с настоящим Законом.

Глава 2. Государственное регулирование в области физической культуры и спорта

Статья 6. Государственная поддержка развития физической культуры и спорта

Государственная поддержка развития физической культуры и спорта осуществляется путем:

обеспечения участия спортсменов в спортивных мероприятиях;

создания условий для использования физкультурно-спортивными организациями материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;

содержания физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности;

строительства новых и реконструкции действующих баз и центров спортивной подготовки, спортивно-образовательных учреждений, в том числе специализированных спортивно-образовательных учреждений, а также физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

создания условий для развития деятельности спортивных клубов и школ, спортивно-образовательных учреждений, в том числе специализированных спортивно-образовательных учреждений, спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров;

создания условий для использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья населения, в том числе женщин и молодежи, а также инвалидов;

содействия развитию и обеспечению участия инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями в паралимпийских и сурдлимпийских играх, специальных олимпиадах и других спортивных мероприятиях среди инвалидов;

организации спортивных мероприятий, массового спорта и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

содействия международному сотрудничеству физкультурно-спортивных организаций;

финансирования программ, научно-методических систем и комплексных научных исследований в области физической культуры и спорта.

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области физической культуры и спорта

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в области физической культуры и спорта;

утверждает и обеспечивает реализацию государственных и целевых программ в области физической культуры и спорта;

определяет порядок формирования Календарного плана спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, а также спортивных сборных команд Республики Узбекистан по видам спорта;

утверждает Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, а также Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий по техническим и прикладным видам спорта международного и республиканского уровней;

координирует и направляет деятельность специально уполномоченного государственного органа, других органов государственного управления в области физической культуры и спорта;

определяет порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области физической культуры и спорта

Специально уполномоченным государственным органом в области физической культуры и спорта является Государственный комитет Республики Узбекистан по физической культуре и спорту (далее — специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

участвует в реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;

разрабатывает и реализует государственные и целевые программы в области физической культуры и спорта;

осуществляет мониторинг и контроль за исполнением законодательства о физической культуре и спорте, а также анализ развития физической культуры и спорта;

в пределах своих полномочий осуществляет разработку и утверждает нормативно-правовые акты, а также спортивные нормативы в области физической культуры и спорта;

вносит предложения по созданию спортивных и антидопинговых центров, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта и обеспечивает организацию их деятельности;

разрабатывает и утверждает Единую спортивную классификацию по видам спорта, а также положение о ней, порядок признания видов спорта и спортивных дисциплин, ведения их реестра;

ведет реестр спортивных федераций (ассоциаций), определяет порядок его ведения;

формирует Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий международного и республиканского уровней и совместно с заинтересованными организациями обеспечивает их финансирование и проведение;

утверждает порядок присвоения спортивных званий, спортивных разрядов и квалификационных категорий;

в установленном порядке выдает разрешение на занятие тренерской деятельностью;

утверждает порядок эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также выдает их паспорта;

утверждает составы спортивных сборных команд Республики Узбекистан и их ближайший резерв, комплектует спортивные делегации Узбекистана, обеспечивает их подготовку и участие в международных спортивных соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях;

содействует в организации и проведении спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, подготовке, переподготовке, повышении квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

оказывает содействие в организации производства товаров физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения;

осуществляет содействие в организации строительства новых и реконструкции действующих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

организовывает разработку и издание научной, учебной, научно-популярной и массовой литературы по физической культуре и спорту, а также выпуск фото- и видеоматериалов в области физической культуры и спорта;

совместно с органами государственного управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, физкультурно-спортивными организациями, средствами массовой информации осуществляет организацию популяризации занятий физической культурой и спортом;

осуществляет международное сотрудничество в области физической культуры и спорта.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения Республики Узбекистан в области физической культуры и спорта

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:

использует физическую культуру как средство укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний;

ведет научно-исследовательскую работу, разрабатывает и реализует программы в области изучения и развития спортивной медицины в стране;

проводит анализ состояния физического развития населения и вносит предложения в соответствующие государственные органы;

организует медицинский мониторинг за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;

участвует в медицинском обеспечении подготовки спортсменов к спортивным соревнованиям;

организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации медицинских работников в области спортивной медицины;

организует медицинскую помощь спортсменам и другим специалистам при получении ими спортивных травм, а также проводит мероприятия по их физической реабилитации;

разрабатывает методические рекомендации по формированию программ физических упражнений в зависимости от половозрастной категории населения;

участвует в разработке и реализации нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта;

создает центры оздоровления, врачебно-физкультурные диспансеры.

Министерство здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 10. Полномочия Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в области физической культуры и спорта

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

обеспечивает условия для реализации оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса, внедрения норм здорового образа жизни;

организует физкультурно-массовые и спортивные мероприятия среди учащихся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений и студентов высших образовательных учреждений;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

участвует в разработке учебно-методической литературы в области физической культуры и спорта;

участвует в организации спортивных соревнований среди учащихся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений («Баркамол авлод») и студентов высших образовательных учреждений («Универсиада»);

обеспечивает сохранение и развитие материально-технической и ресурсной базы объектов спорта учреждений и организаций высшего и среднего специального образования;

осуществляет комплекс мер по привитию учащимся и студентам здорового образа жизни, понимания важности занятия спортом, стремления к физическому и духовному совершенствованию, ограждению их от негативного влияния и избавления от вредных привычек;

участвует в разработке и реализации нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта;

организует разработку и содействие по внедрению современных форм и методов физического воспитания учащихся и студентов, научно обоснованных систем привития им спортивных навыков в зависимости от пола и возраста.

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия Министерства народного образования Республики Узбекистан в области физической культуры и спорта

Министерство народного образования Республики Узбекистан:

обеспечивает развитие детского спорта в образовательных учреждениях и укрепление их спортивных баз;

организует физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия среди детей и учащейся молодежи;

участвует в разработке учебно-методической литературы в области физической культуры и спорта;

участвует в организации спортивных соревнований среди учащихся образовательных учреждений системы народного образования («Умид ниҳоллари»);

осуществляет меры по развитию материально-технической и ресурсной базы детского спорта;

осуществляет комплекс мер по привитию детям любви к спорту, формированию у подрастающего поколения понимания важности занятия спортом, ведения здорового образа жизни, стремления к физическому и духовному совершенствованию, ограждению детей от негативного влияния и избавления от вредных привычек;

участвует в разработке и реализации нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта;

организует разработку и содействие по внедрению современных форм и методов физического воспитания детей, научно обоснованных систем привития им спортивных навыков в зависимости от пола и возраста, отбора спортивно одаренных детей для занятий в специализированных спортивно-образовательных учреждениях.

Министерство народного образования Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти на местах в области физической культуры и спорта

Органы государственной власти на местах:

участвуют в разработке и реализации государственных и целевых программ в области физической культуры и спорта;

разрабатывают, утверждают и реализуют территориальные программы в области физической культуры и спорта;

участвуют в разработке и реализации нормативно-правовых актов в области физической культуры и спорта;

обеспечивают финансирование из местного бюджета мероприятий в области физической культуры и спорта;

содействуют созданию физкультурно-спортивных организаций и оказывают поддержку их деятельности;

организуют работу среди населения по сдаче спортивных нормативов;

оказывают содействие в организации и проведении физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, подготовке, переподготовке, повышении квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

обеспечивают контроль за целевой эксплуатацией физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на соответствующей территории;

создают условия для развития самодеятельного физкультурно-спортивного движения по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан;

оказывают содействие в организации производства товаров физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения.

Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 13. Участие органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений и организаций в развитии физической культуры и спорта

Органы самоуправления граждан, предприятия, учреждения и организации совместно с общественными физкультурно-спортивными объединениями, профсоюзными, молодежными и иными негосударственными некоммерческими организациями участвуют в реализации государственных и иных программ в области физической культуры и спорта.

Глава 3. Организация деятельности в области физической культуры и спорта

Статья 14. Специалисты в области физической культуры и спорта

Специалистами в области физической культуры и спорта являются спортсмены, тренеры, спортивные судьи и другие специалисты, классификационный перечень профессий и должностей которых определяется Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан совместно со специально уполномоченным государственным органом.

Квалификационные требования к профессиям и должностям спортсмена, тренера и спортивного судьи по видам спорта определяются специально уполномоченным государственным органом, а к другим профессиям и должностям специалистов в области физической культуры и спорта устанавливаются законодательством.

Статья 15. Любительский и профессиональный спорт

Граждане имеют право заниматься любительским, а также профессиональным спортом в качестве спортсмена, тренера или спортивного судьи.

Порядок создания и условия функционирования предприятий, учреждений и организаций в области любительского и профессионального спорта определяются законодательством.

Статья 16. Физкультурно-спортивные организации. Индивидуальное предпринимательство в области физической культуры и спорта

Физкультурно-спортивной организацией является юридическое лицо или структурное подразделение другого юридического лица, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.

Индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность в области физической культуры и спорта.

Физкультурно-спортивные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для подготовки, охраны и укрепления здоровья спортсменов и других специалистов, участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим специалистам в достижении спортивных результатов.

Физкультурно-спортивные организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта, могут быть членами международных спортивных организаций.

Физкультурно-спортивные организации в отношениях со спортивными организациями иностранных государств соблюдают положения (регламенты), правила и требования, утвержденные международными спортивными организациями, и международные договоры Республики Узбекистан.

Статья 17. Олимпийское движение Узбекистана. Национальный Олимпийский комитет Узбекистана

Олимпийское движение Узбекистана является составной частью Международного олимпийского движения, целями которого являются популяризация принципов олимпийского движения, содействие развитию физической культуры и спорта, укрепление международного спортивного сотрудничества, участие в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета.

Олимпийское движение Узбекистана возглавляется Национальным Олимпийским комитетом Узбекистана — республиканской негосударственной некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета и своим уставом. Государство признает и поддерживает олимпийское движение Узбекистана, оказывая всемерное содействие Национальному Олимпийскому комитету Узбекистана в реализации его уставных целей.

Национальный Олимпийский комитет Узбекистана:

популяризует принципы олимпийского движения, способствует развитию спорта высших достижений и массового спорта;

представляет, в соответствии с Олимпийской хартией Международного олимпийского комитета, Республику Узбекистан на Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;

участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки спортсменов для участия в Олимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета;

содействует предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним, а также противодействию проявлениям любых форм дискриминации и насилия в области физической культуры и спорта;

обеспечивает меры по защите прав Международного Олимпийского комитета и Национального Олимпийского комитета Узбекистана на использование олимпийских символов, девиза, флага, гимна, наименований «олимпийский», «олимпиада» на территории Республики Узбекистан.

Национальный Олимпийский комитет Узбекистана реализует свои полномочия во взаимодействии со специально уполномоченным государственным органом, спортивными федерациями (ассоциациями) и другими организациями.

Национальный Олимпийский комитет Узбекистана может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 18. Спортивные федерации (ассоциации)

Спортивная федерация (ассоциация) осуществляет развитие и популяризацию вида или видов спорта в стране и представляет спортсменов и других специалистов во всех мероприятиях и соревнованиях республиканского и международного уровня.

Официальное наименование спортивной федерации (ассоциации) должно соответствовать требованиям, установленным законодательством о негосударственных некоммерческих организациях, и содержать указание на территориальную сферу деятельности спортивной федерации (ассоциации), а также на вид или виды спорта, в целях развития которых создана спортивная федерация (ассоциация).

Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация спортивных федераций (ассоциаций) осуществляется в соответствии с законодательством о негосударственных некоммерческих организациях с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 19. Реестр спортивных федераций (ассоциаций)

Сведения о спортивных федерациях (ассоциациях) после их государственной регистрации подлежат внесению в реестр спортивных федераций (ассоциаций). Специально уполномоченный государственный орган осуществляет ведение реестра спортивных федераций (ассоциаций).

В реестре спортивных федераций (ассоциаций) содержатся следующие сведения:

наименования соответствующих спортивных федераций (ассоциаций);

вид или виды спорта, в целях развития которых созданы и осуществляют свою деятельность соответствующие спортивные федерации (ассоциации);

о персональном составе руководящих органов соответствующих спортивных федераций (ассоциаций);

о членстве спортивных федераций (ассоциаций) в международных спортивных организациях.

Сведения, содержащиеся в реестре спортивных федераций (ассоциаций), являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о персональном составе руководящих органов соответствующих спортивных федераций (ассоциаций), если эти сведения не стали открытыми и общедоступными в соответствии с законодательством.

Порядок ведения реестра спортивных федераций (ассоциаций) и предоставления сведений из этого реестра устанавливается специально уполномоченным государственным органом.

Статья 20. Национальные виды спорта и народные игры Узбекистана

Национальные виды спорта и народные игры Узбекистана являются неотъемлемой частью культурного наследия Республики Узбекистан в области физической культуры и спорта, основой воспитания у населения чувств патриотизма и любви к Родине, стремления к повышению авторитета страны на международной арене.

Государственные органы, органы самоуправления граждан, физкультурно-спортивные организации, а также иные организации:

оказывают всестороннее содействие развитию национальных видов спорта и народных игр Узбекистана и создают необходимые условия для их распространения среди населения;

содействуют укреплению авторитета национальных видов спорта и народных игр Узбекистана на международной арене.

Порядок включения национальных видов спорта и народных игр Узбекистана в Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий определяется законодательством.

Статья 21. Организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий

Организаторы физкультурных или спортивных мероприятий определяют условия их проведения, в том числе условия финансирования организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий, несут ответственность за организацию и проведение таких мероприятий, имеют право приостанавливать и прекращать эти мероприятия, изменять время их проведения и утверждать их итоги.

Организаторам физкультурных или спортивных мероприятий принадлежат исключительные права:

на использование наименования физкультурного или спортивного мероприятия и его символики;

на размещение рекламы товаров, работ и услуг в месте проведения физкультурных и спортивных мероприятий;

на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых на физкультурных и спортивных мероприятиях;

на освещение физкультурных и спортивных мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью различных технологий, а также посредством осуществления записи указанной трансляции и (или) фото- и видеосъемки мероприятия.

Использование третьими лицами наименований физкультурных и спортивных мероприятий, образованных на их основе словосочетаний и символик указанных мероприятий осуществляется на основании соглашений, заключаемых в письменной форме с организаторами физкультурных или спортивных мероприятий, за исключением случаев использования таких наименований, образованных на их основе словосочетаний и символик указанных мероприятий в информационных целях либо в связи с осуществлением этих прав третьими лицами, являющимися приобретателями прав на освещение в средствах массовой информации физкультурных и спортивных мероприятий.

В средствах массовой информации должны использоваться утвержденные организаторами физкультурных или спортивных мероприятий неискаженные наименования физкультурных и спортивных мероприятий. При этом такие наименования рекламой не являются.

Права на освещение физкультурных и спортивных мероприятий могут быть использованы третьими лицами только на основании письменных разрешений организаторов физкультурных или спортивных мероприятий либо соглашений в письменной форме о приобретении третьими лицами этих прав у организаторов таких мероприятий.

Общие требования к содержанию правил, положений (регламентов) о физкультурных и спортивных мероприятиях, предусматривающие особенности отдельных видов спорта, устанавливаются специально уполномоченным государственным органом.

Статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Республики Узбекистан могут иметь только официальные спортивные соревнования.

Проведение официальных спортивных соревнований допускается только на основании правил видов спорта, утвержденных в соответствии со статьей 26 настоящего Закона.

Международные спортивные мероприятия могут проводиться на территории Республики Узбекистан только при условии согласованного решения об их проведении со спортивными федерациями (ассоциациями) по соответствующим видам спорта и специально уполномоченным государственным органом.

Статья 22. Признание видов спорта и спортивных дисциплин. Реестр видов спорта

Признанные в Республике Узбекистан в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины включаются в реестр видов спорта.

Порядок признания видов спорта и спортивных дисциплин и включения их в реестр видов спорта, а также порядок его ведения определяются специально уполномоченным государственным органом.

Статья 23. Спортивные звания, спортивные разряды, квалификационные категории. Единая спортивная классификация по видам спорта

В Республике Узбекистан устанавливаются следующие спортивные звания, спортивные разряды, квалификационные категории:

а) спортивные звания:

мастер спорта Узбекистана международного класса или международный гроссмейстер;

мастер спорта Узбекистана или гроссмейстер Узбекистана;

б) спортивные разряды:

кандидат в мастера спорта или кандидат в гроссмейстеры Узбекистана;

первый спортивный разряд;

второй спортивный разряд;

третий спортивный разряд;

первый юношеский спортивный разряд;

второй юношеский спортивный разряд;

третий юношеский спортивный разряд;

в) квалификационные категории спортивных судей:

спортивный судья международной категории;

спортивный судья национальной категории;

спортивный судья первой категории;

спортивный судья второй категории;

спортивный судья третьей категории;

судья по спорту;

г) квалификационные категории тренеров:

тренер международной категории;

тренер высшей категории;

тренер первой категории;

тренер второй категории;

д) квалификационные категории инструкторов-методистов:

инструктор-методист высшей категории;

инструктор-методист первой категории;

инструктор-методист второй категории.

Порядок присвоения спортивных званий, спортивных разрядов и квалификационных категорий утверждается специально уполномоченным государственным органом.

Единая спортивная классификация по видам спорта устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта, включенным в реестр видов спорта, а также условия выполнения этих норм и требований. Положением о Единой спортивной классификации по видам спорта определяется содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливается порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта.

Единая спортивная классификация по видам спорта и положение о ней утверждаются специально уполномоченным государственным органом.

Статья 24. Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий международного и республиканского уровней

Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий международного и республиканского уровней является документом, определяющим перечень международных и республиканских официальных спортивных или физкультурно-массовых мероприятий, проводимых на территории Республики Узбекистан, а также мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Республики Узбекистан к международным спортивным мероприятиям и обеспечению их участия.

Спортивные и физкультурно-массовые мероприятия включаются в Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий международного и республиканского уровней с учетом особенностей видов спорта.

Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий международного и республиканского уровней утверждается до начала соответствующего календарного года.

Спортивные и физкультурно-массовые мероприятия, включенные в Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий международного и республиканского уровней, являются официальными спортивными и физкультурно-массовыми мероприятиями.

Статья 25. Права и обязанности спортсмена

Спортсмен имеет право на:

выбор вида или видов спорта;

участие в спортивных соревнованиях по выбранному виду или видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях;

получение спортивных званий и спортивных разрядов при выполнении норм и требований Единой спортивной классификации по видам спорта;

заключение трудовых договоров с физкультурно-спортивными и другими организациями в порядке, установленном законодательством;

защиту своих прав и законных интересов со стороны спортивных федераций (ассоциаций) по выбранному им виду или видам спорта;

обжалование решений физкультурно-спортивных организаций, действий (бездействия) их должностных лиц вышестоящим в порядке подчиненности органам или должностным лицам либо в суд в установленном порядке.

Отдельные категории спортсменов имеют право на льготную пенсию в порядке, установленном законодательством.

Органы государственного управления, общественные физкультурно-спортивные объединения, спортивные центры, другие физкультурно-спортивные организации обязаны создавать спортсменам необходимые социально-бытовые условия и обеспечивать охрану их здоровья.

Спортсмен обязан:

соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурных и спортивных мероприятиях и учебно-тренировочных занятиях, а также при нахождении на объектах спорта;

соблюдать антидопинговые правила, предусмотренные статьей 27 настоящего Закона;

предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля;

соблюдать этические нормы в области физической культуры и спорта;

соблюдать правила, положения (регламенты) о физкультурных или спортивных мероприятиях, в которых он принимает участие, и требования организаторов физкультурных или спортивных мероприятий;

соблюдать санитарно-гигиенические, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования.

Спортсмен может иметь и другие права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 26. Правила видов спорта

Правила видов спорта, включенных в реестр видов спорта, применяются в соответствии с правилами, утвержденными международными спортивными организациями, за исключением военно-прикладных, национальных видов спорта и народных игр Узбекистана.

Правила военно-прикладных, национальных видов спорта и народных игр Узбекистана разрабатываются в порядке, установленном законодательством.

Статья 27. Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним

Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенного в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее — запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод).

Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с антидопинговыми правилами, утвержденными международными антидопинговыми организациями.

Нарушением антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признается одно или несколько следующих нарушений:

использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода;

наличие запрещенных субстанций либо их метаболитов или маркеров в пробе, взятой в соревновательный период или во вне соревновательный период из организма спортсмена, а также из организма животного, участвующего в спортивном соревновании;

отказ спортсмена явиться на взятие пробы, неявка спортсмена на взятие пробы без уважительных причин после уведомления в соответствии с антидопинговыми правилами или уклонение иным образом спортсмена от взятия пробы;

нарушение требований антидопинговых правил, касающихся доступности спортсмена для взятия у него проб во вне соревновательный период, в том числе не предоставление информации о его местонахождении и его неявка для участия в тестировании;

фальсификация или попытка фальсификации элемента допинг-контроля;

обладание запрещенными субстанциями и (или) запрещенными методами без разрешения на их терапевтическое использование, выдаваемого в соответствии с Международным стандартом для терапевтического использования запрещенных субстанций Всемирного антидопингового агентства;

распространение запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.

Не допускается нарушение антидопинговых правил спортсменами, а также тренерами, иными специалистами в области физической культуры и спорта в отношении спортсменов, использование в отношении животных, участвующих в спортивном соревновании, запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода. Факт использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода спортсменом, а также в отношении животного, участвующего в спортивном соревновании, подтверждается только результатами исследований, проведенных в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством.

Допинг-контроль представляет собой процесс, включающий в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение, транспортировку, лабораторный анализ проб, после тестовые процедуры, а также проведение соответствующих слушаний и рассмотрение апелляций.

Антидопинговое обеспечение представляет собой проведение мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним.

Тестирование представляет собой элементы допинг-контроля, включающие в себя планирование проведения тестов, взятие проб, их хранение и транспортировку в лабораторию, аккредитованную Всемирным антидопинговым агентством.

Тестирование осуществляется в соревновательный период или во вне соревновательный период. Под соревновательным периодом понимается период, связанный с участием спортсмена и (или) животного в конкретном соревновании, если правилами международной спортивной федерации (ассоциации) по соответствующему виду спорта или международной антидопинговой организацией не предусмотрено иное. Время, не включенное в соревновательный период, является вне соревновательным периодом.

Меры по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним включают в себя:

проведение допинг-контроля;

установление ответственности спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил;

предупреждение применения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов;

повышение квалификации специалистов, проводящих допинг-контроль;

включение в дополнительные образовательные программы образовательных учреждений, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, разделов об антидопинговых правилах, о последствиях допинга в спорте для здоровья спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил;

проведение антидопинговой пропаганды в средствах массовой информации;

проведение научных исследований, направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним;

проведение научных исследований по разработке средств и методов восстановления работоспособности спортсменов;

установление ответственности физкультурно-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля;

осуществление международного сотрудничества в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.

Статья 28. Спортивный паспорт

Спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации и его спортивную квалификацию.

В спортивном паспорте указываются:

фамилия, имя, отчество спортсмена;

пол;

дата рождения;

принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации;

выбранный вид или виды спорта и спортивные дисциплины;

сведения о присвоении спортивных званий и спортивных разрядов;

сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных званий и спортивных разрядов;

отметка о прохождении спортсменом медицинского обследования;

результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях;

сведения о спортивной дисквалификации спортсмена;

сведения о государственных наградах и об иных формах поощрения;

фамилия, имя, отчество тренера;

иные сведения, связанные со спецификой выбранного вида или видов спорта.

Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключенного между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией, и (или) на основании членства спортсмена в физкультурно-спортивной организации.

Порядок ведения, выдачи и замены спортивных паспортов, функционирования единой системы их учета устанавливается Положением о спортивном паспорте. Положение о спортивном паспорте и образец спортивного паспорта утверждаются специально уполномоченным государственным органом.

Глава 4. Физическая культура и спорт в системе образования, по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан

Статья 29. Организация физической культуры и спорта в системе образования

Организация физической культуры и спорта в системе образования включает в себя:

проведение обязательных занятий по физической культуре и спорту в пределах основных образовательных программ в объемах, установленных государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ;

создание условий для вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, в том числе обеспечение спортивным оборудованием и инвентарем для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке молодежи;

формирование у обучающихся навыков физической культуры и спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья;

осуществление физкультурных мероприятий во время учебных занятий;

проведение медицинского контроля за организацией физического воспитания обучающихся;

формирование ответственного отношения родителей или лиц, их заменяющих, к здоровью детей и их физическому воспитанию;

проведение ежегодного мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и молодежи;

содействие в организации и проведении спортивных мероприятий с участием обучающихся, в том числе трехступенчатых спортивных соревнований с участием учащихся образовательных учреждений системы народного образования («Умид ниҳоллари»), учащихся средних специальных, профессиональных образовательных учреждений («Баркамол авлод») и студентов высших образовательных учреждений («Универсиада»).

Статья 30. Организация физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан

В коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры между работодателями, их объединениями и работниками или их представительными органами могут включаться положения о:

создании работникам условий для занятий физической культурой и спортом, проведения физкультурных, спортивных, реабилитационных и других мероприятий, связанных с занятием работниками физической культурой и спортом;

предоставлении работникам и членам их семей возможности использовать объекты спорта, спортивное оборудование и инвентарь для реализации мер, предусмотренных абзацем вторым настоящей части;

обеспечении надлежащего обслуживания и ремонта объектов спорта, спортивного оборудования и инвентаря, оплате труда работников, осуществляющих содержание, обслуживание и ремонт таких объектов, оборудования и инвентаря.

Органы самоуправления граждан создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.

Руководители санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и туристических баз создают условия для использования компонентов физической культуры в процессе лечения и отдыха граждан, в целях укрепления их здоровья, профилактики и лечения заболеваний.

Трудовые коллективы предприятий, учреждений и организаций совместно с профсоюзными комитетами могут создавать условия и организовывать работу по проведению добровольных систематических физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с целью вовлечения работников и членов их семей в активные занятия физической культурой и спортом, включая организацию и проведение производственной гимнастики в режиме трудового дня.

Статья 31. Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт. Физическая реабилитация инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями

Адаптивная физическая культура является частью физической культуры, использующей комплекс средств физической реабилитации инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями.

Адаптивный спорт направлен на физическую реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями.

Развитие адаптивного спорта инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями основывается на принципах приоритетности, массового распространения и доступности занятий спортом.

Физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями с использованием методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта осуществляются в физкультурно-спортивных организациях, в том числе реабилитационных центрах, физкультурно-спортивных клубах инвалидов.

Для инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся.

Специально уполномоченный государственный орган совместно с органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан и общественными объединениями инвалидов способствуют интеграции инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями в систему физического воспитания, физического развития и физической подготовки посредством физкультурно-спортивных организаций.

Специально уполномоченный государственный орган, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, физкультурно-спортивные организации, а также физкультурно-спортивные объединения инвалидов организуют проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием инвалидов и других лиц с ограниченными физическими возможностями, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

Глава 5. Подготовка спортивного резерва

Статья 32. Подготовка спортсменов высокого класса и спортивного резерва

Подготовка спортсменов высокого класса и спортивного резерва осуществляется специализированными спортивно-образовательными учреждениями, в том числе колледжами олимпийского резерва, детско-юношескими спортивными школами, а также физкультурно-спортивными обществами, спортивно-техническими организациями, спортивными клубами, центрами спортивной подготовки, школами и специалистами в области физической культуры и спорта, порядок подготовки которых определяется законодательством.

Обеспечение спортсменов высокого класса и спортивного резерва соответствующей спортивной одеждой, спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, биологическими и медико-восстановительными препаратами, а также финансирование покрытия расходов, связанных с компенсацией их энергетических затрат и физических ресурсов, обеспечением медицинского обслуживания (профилактика, лечение), осуществляются в установленном порядке.

Подготовка спортсменов высокого класса и спортивного резерва в соответствии со спецификой видов спорта осуществляется лицами, имеющими разрешение на занятие тренерской деятельностью по данному виду спорта.

Статья 33. Этапы подготовки спортивного резерва

При подготовке спортивного резерва устанавливаются следующие этапы подготовки спортсменов:

спортивно-оздоровительный этап;

этап начальной подготовки;

учебно-тренировочный этап;

этап совершенствования спортивного мастерства;

этап высшего спортивного мастерства.

Содержание этапов, указанных в части первой настоящей статьи, определяется специально уполномоченным государственным органом.

Статья 34. Физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие подготовку спортсменов

В целях подготовки спортсменов функционируют физкультурно-спортивные организации и образовательные учреждения, осуществляющие деятельность по учебно-тренировочному процессу, в том числе по подготовке спортсменов высокого класса и спортивного резерва. Организация учебно-тренировочного процесса включает в себя проведение учебно-тренировочных и других спортивных мероприятий, а также обеспечение спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, медицинским обслуживанием, проездом и питанием на спортивных мероприятиях.

К физкультурно-спортивным организациям, осуществляющим учебно-тренировочный процесс, подготовку спортсменов высокого класса и спортивного резерва, относятся центры спортивной подготовки, а также иные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

К образовательным учреждениям, указанным в части первой настоящей статьи, относятся внешкольные, средние специальные, профессиональные и высшие образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

В целях подготовки спортсменов в образовательных учреждениях, не относящихся к образовательным учреждениям, указанным в части третьей настоящей статьи, могут создаваться структурные подразделения, специализированные классы и группы, осуществляющие такую подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса.

Статья 35. Учебные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта

Подготовка спортсменов по различным видам спорта во внешкольных и средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (в части выбранного вида или видов спорта), проводится в соответствии с учебными программами.

Типовые учебные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта разрабатываются в соответствии с актами законодательства, регулирующими деятельность физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих учебно-тренировочный процесс, и основываются на результатах соответствующих научных исследований в области физической культуры и спорта и практики проведения физкультурных и спортивных мероприятий. Типовые учебные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта утверждаются специально уполномоченным государственным органом.

Организация учебно-тренировочного процесса во внешкольных, средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта (в части выбранного вида или видов спорта), без использования учебных программ подготовки спортсменов по различным видам спорта не допускается.

Статья 36. Педагогическая деятельность в области физической культуры и спорта

К педагогической деятельности в области физической культуры и спорта, в том числе лечебной физической культуры, допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку, в порядке, установленном законодательством.

Глава 6. Спортивные сборные команды Республики Узбекистан и их формирование

Статья 37. Спортивные сборные команды Республики Узбекистан

Спортивные сборные команды Республики Узбекистан могут состоять из основного и резервного составов.

Перечень специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Республики Узбекистан, утверждается специально уполномоченным государственным органом по согласованию со спортивными федерациями (ассоциациями) по соответствующим видам спорта.

Материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское, антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Республики Узбекистан за счет средств республиканского бюджета осуществляются в порядке, установленном специально уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством здравоохранения и Министерством финансов Республики Узбекистан.

Статья 38. Формирование спортивных сборных команд Республики Узбекистан

Списки кандидатов в спортивные сборные команды Республики Узбекистан по видам спорта ежегодно формируются спортивными федерациями (ассоциациями) и утверждаются специально уполномоченным государственным органом.

Общие принципы и критерии формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Республики Узбекистан, порядок утверждения этих списков устанавливаются специально уполномоченным государственным органом.

Спортивные сборные команды Республики Узбекистан для подготовки к участию и участия в международных спортивных соревнованиях формируются спортивными федерациями (ассоциациями) из числа лиц, включенных в соответствующий список кандидатов в спортивные сборные команды Республики Узбекистан по видам спорта.

Глава 7. Материальное, медицинское, финансовое и иное обеспечение физической культуры и спорта

Статья 39. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения

Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения могут находиться в частной или публичной собственности.

Порядок приватизации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений определяется законодательством.

Органы государственной власти на местах осуществляют контроль за планированием, проектированием, строительством, вводом и целевой эксплуатацией согласно присвоенной категории физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на своей территории.

Условия, нормы, требования и правила использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также порядок присвоения им соответствующих категорий определяются специально уполномоченным государственным органом.

В физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях могут оказываться услуги на льготной основе отдельным категориям граждан в порядке, установленном законодательством.

Строительство и реконструкция образовательных учреждений, жилых микрорайонов без создания комплекса необходимых физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также их ликвидация без создания в пределах той же территории равноценных сооружений не допускаются.

Нормы и требования к установлению типовых штатных единиц, методики расчета арендной платы и порядок эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также нормативы минимальной обеспеченности образовательных учреждений, предприятий, жилых микрорайонов основными физкультурно-оздоровительными и (или) спортивными сооружениями определяются законодательством.

Проведение спортивных и физкультурно-массовых мероприятий на отдельных участках земельной и водной территории, а также воздушного пространства, не являющихся объектами спорта, допускается в установленном законодательством порядке с оформлением их в качестве временных объектов спорта (трасс).

Статья 40. Медицинское обеспечение физкультурных или спортивных мероприятий

Организаторы физкультурных или спортивных мероприятий обязаны осуществлять обеспечение медицинской помощью их участников.

Статья 41. Финансирование физической культуры и спорта

Финансирование физической культуры и спорта осуществляется за счет:

средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

доходов от предпринимательской и иной хозяйственной деятельности;

средств от оказанных платных физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг населению;

безвозмездной помощи юридических и физических лиц;

членских взносов участников общественных физкультурно-спортивных объединений;

средств специальных фондов по видам спорта;

отчислений предприятий и организаций за использование спортивных символик, эмблем;

средств иностранных инвестиций;

поступлений от международных организаций;

иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 42. Обеспечение соблюдения норм и правил безопасности, охраны здоровья, чести и достоинства граждан в области физической культуры и спорта

Организации, проводящие физкультурно-оздоровительные, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения занятий по физической культуре и спорту и спортивных соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.

Занятия по физической культуре и спорту и спортивные соревнования должны проводиться без ущерба здоровью, чести и достоинству их участников и зрителей.

Не допускается использование методов подготовки, способствующих ущемлению чести и достоинства спортсменов, а также приводящих их к спортивным травмам.

Спортсменам, тренерам и спортивным судьям, здоровью которых причинен вред во время их участия в физкультурных или спортивных мероприятиях, предоставляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация в соответствии с законодательством.

Взаимоотношения учреждений и организаций с несовершеннолетними спортсменами осуществляются в установленном порядке только при согласии и участии их родителей или лиц, заменяющих родителей, либо специализированных учреждений, воспитанниками которых они являются.

Лица, участвующие в спортивных соревнованиях, обязаны иметь страховой полис в установленном законодательством порядке.

Статья 43. Спортивное оборудование, инвентарь и спортивная одежда

Спортивное оборудование, инвентарь и спортивная одежда должны соответствовать международным и (или) государственным стандартам, нормам и требованиям.

Статья 44. Научно-методическое и техническое обеспечение физической культуры и спорта

Организацию и проведение научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта осуществляют образовательные учреждения и другие организации, в которых создаются научные центры, научно-исследовательские институты, лаборатории, созданные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на основании государственных и иных заказов.

Образовательные учреждения и другие организации ведут разработку и внедрение в практику конкретных программ, способствующих укреплению здоровья населения средствами физической культуры, совершенствуют научное обеспечение подготовки спортивных резервов и спортивных сборных команд Республики Узбекистан к международным спортивным мероприятиям.

Специально уполномоченный государственный орган, другие государственные органы и организации содействуют образовательным учреждениям и организациям в осуществлении научно-исследовательских работ в области физической культуры и спорта, а также формировании государственных и иных заказов на актуальные научно-исследовательские работы, анализируют итоги научно-исследовательских работ и оказывают помощь в их деятельности.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 45. Международное сотрудничество в области физической культуры и спорта

Международное сотрудничество в области физической культуры и спорта осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров и законодательства Республики Узбекистан.

Статья 46. Разрешение споров

Споры в области физической культуры и спорта разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства о физической культуре и спорте

Лица, виновные в нарушении законодательства о физической культуре и спорте, несут ответственность в установленном порядке.

 

http://www.lex.uz/acts/62849